Товары переходят на стену
С развитием технологий, говорят эксперты-футурологи, торговля станет представлять из себя картинки на городских стенах – на них будет размещаться полная цифровая информация о товаре. Торговые помещения будут уменьшаться, а потребность в складских комплексах станет расти.
Эдуард Хамаза, директор департамента инвестиций и инноваций ООО «Северо-Запад Инвест», рассказал: «Новыми форматами, которые еще не представлены в Санкт-Петербурге, могут стать форматы, которые только появляются за рубежом. В некоторых штатах Америки тестируются и распространяются форматы супермаркетов с использованием сканеров для покупок. На входе покупатель берет сканер, кладет товар в корзину и сканирует штрих-код товара, выводя на цветной экран сканера информацию о товаре. На кассе используется сканер для получения информации о товарах в корзине».
Развивая мысль о развитии дистанционной торговли, господин Хамаза говорит: «Можно представить себе, что витрины с продуктами будут нарисованы на стене в пешеходном переходе или на пустых фасадах зданий с кодом для каждой продукции. Пользователи мобильных устройств, проходящие мимо, смогут наводить камеру устройств на коды продуктов и при помощи специальной программы заполнять корзину заказа, оплачивать через банковский онлайн-сервис и оформлять доставку на дом или место, с которого будет удобно забрать товар. Таким образом, будущие покупатели не будут тратить время на походы по магазинам с тележкой, но ощущение от присутствия в магазине останется. Так зарабатывать будут те, кто владеет логистикой: удобными, большими складами, организацией доставки. А арендодателями торговых помещений станут владельцы пустых, серых и скучных стен в местах движения людей».
Однако это в более отдаленном будущем. Пока же в России есть еще масса неразвитых форматов.
Например, в мире распространены форматы smart retail park, который представляет собой объединение на единой территории нескольких объектов придорожного сервиса: АЗС, гостиница, магазин, сервисный центр, ресторан и т. д. В России подобных проектов единицы, а если они и встречаются, то объединяют в себе лишь отдельные элементы: например, АЗС и гостиница, АЗС и ресторан, АЗС и магазин. Как правило, размещение таких объектов привязано к автозаправочным комплексам. Во многом это связано с неразвитостью прежде всего сети автомобильных дорог, а как следствие, неразвитостью отрасли автомобильного туризма. «Сейчас Росавтодор по заданию Минтранса ведет разработку концепции развития объектов придорожного сервиса на автодорогах общего пользования. В рамках этой концепции планируется упорядочивание размещения объектов придорожного сервиса на всех дорогах России, в том числе создание для пользователей автодорог карты с обозначением объектов придорожного сервиса, их стандартизация, развитие сетевых проектов, объединенных под единым брендом. Объекты придорожного сервиса, в том числе придорожного ретейла, – новый и достаточно перспективный вид бизнеса для России, в том числе и для Санкт-Петербурга, и все больше инвесторов активно прорабатывают вложения в данную отрасль», – добавляет Эвелина Ишметова, директор по развитию и консалтингу компании Land Service.
Мнение:
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real:
– Наиболее интересные форматы торговой недвижимости сегодня представлены в Дубае. Например, The Ibn Battuta Mall, который уникален тем, что состоит из шести павильонов, каждый из которых представляет определенную страну, посещенную когда-то знаменитым арабским путешественником Ибн Баттутой, Mall of the Emirates, где находится знаменитый горнолыжный спуск. Это новые форматы наполнения торговых центров, рассчитанные на wow-эффект. Как правило, архитектурные концепции торговых центров практически не отличаются друг друга. В мире же есть примеры самых необычных архитектурных концепций, например в Италии создан торговый центр в жерле вулкана.