Обрести индивидуальность
Число загородных проектов комплексного освоения территорий продолжает расти. Участники рынка говорят, что отличать один от другого становится все сложнее, и именно способность придать проекту индивидуальные черты может стать решающей при продвижении его на рынке.
Причем, говорят маркетологи, для того чтобы сделать проект узнаваемым, затраты могут быть относительно небольшими – достаточно одного штриха, какой-то особенной доминанты, которая будет придавать проекту оригинальность и индивидуальность.
Чаще всего попытки придать проекту индивидуальность происходят за счет экспериментов в области ландшафтного дизайна.
Директор по маркетингу компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая рассказывает, что в рамках проекта жилого комплекса «Новоорловский» был разработан отдельный проект ландшафтного дизайна. Его автором, как и всего проекта, стал известный испанский архитектор Рикардо Бофилл. «Оригинальной деталью станет также устройство на осваиваемой территории велосипедных дорожек и создание отдельной широкой пешеходной улицы, на которой будет сконцентрирована торговая и коммерческая инфраструктура. Разработан также интересный способ расположения на территории комплекса многоярусных паркингов, они будут использоваться как буферы, ограждающие благоустроенную зону от проходящих рядом магистралей», – уточняет госпожа Гуртовая.
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu, считает, что сегодня рынок предлагает мало оригинальных объектов. «Я думаю, что начинать нужно далеко не с вертолетных площадок, а с простой и грамотной планировки пространства, которая позволяла бы сделать объект комфортным, безопасным и недорогим в эксплуатации. Некоторые застройщики высаживают газоны на огромных территориях, забывая о том, что они нуждаются в регулярном уходе. Высадка однолетних цветов – также большая роскошь, которую далеко не каждый покупатель может себе позволить. 99% потребителей абсолютно не нуждаются в многочисленных ультрамодных решениях», – уверен господин Богданов.
Светлана Попова, маркетолог ЗАО «БФА-Девелопмент», говорит, что эра творчества девелоперов в сфере благоустройства территорий в рамках КОТ или коттеджных поселков только начинается. «Идей масса: санаторий с грязелечебницей на территории комплекса, оборудованная зона для пикников, конный клуб, детская игровая зона (возможно, со скалодромом и веревочным городком), мини-зоопарк (детская ферма) и т. д. Чем выше класс жилья на территории, тем интереснее должны быть идеи, дороже их воплощение. На фоне повышения требований со стороны покупателей не только к качеству стен квартиры/дома, но и к среде обитания, «фишки» в благоустройстве территории комплекса становятся не обузой, а реальным инструментом успешного позиционирования и продвижения. И в высоком ценовом сегменте это уже ощутимо», – резюмирует госпожа Попова.
Впрочем, пока эксперты сходятся во мнении, что оригинальные объекты инфраструктуры – это прерогатива поселков именно высшего ценового сегмента. В эконом- и комфорт-классе покупатели почти всегда ищут «золотую середину» – то есть поселки с оптимальным набором инфраструктурных объектов, без излишеств, но и не «голые». Более состоятельные клиенты, в свою очередь, готовы переплачивать за уникальные «фишки», но также внимательно оценивают целесообразность их наличия в коттеджном поселке. Понятно, что расходы по содержанию любой инфраструктуры в конечном итоге ложатся на плечи жителей. Поэтому размещая на территории поселка любой оригинальный объект, девелопер автоматически сужает круг возможных потребителей. Это правило работает для поселков всех классов. Тем не менее хорошая функциональная «фишка» способна повысить ликвидность проекта.
«Что касается новомодной инфраструктуры, в последнее время стала очень популярной так называемая экосоставляющая: пивоварни, пасеки, хлебопекарни и экофермы на территории поселков. Люди, живущие за городом, хотят не только наслаждаться красивыми природными видами и дышать свежим воздухом, но и потреблять экологически чистые продукты, поставляемые к столу прямо «с грядки». Кроме того, востребованной остается дополнительная детская инфраструктура: мини-зоопарки, детские клубы по интересам (например, театральные студии), гоночные трассы для детских автомобилей», – рассказывает Алексей Колгушкин, коммерческий директор, партнер ГК «Глубина».
Еще одна «фишка» последнего времени – строительство «духовных» объектов на территории поселков – от обычных церквей до центров восточной и нетрадиционной медицины.