«Большой брат» в офисе
Не менее трети компаний, работающих на отечественном рынке, следят за своими сотрудниками. Однако эксперты утверждают, что на эффективность труда такой контроль практически не влияет.
Более 30% компаний в России и СНГ следят за своими сотрудниками через социальные сети и электронную почту. К таким выводам в ходе опроса топ-менеджеров и специалистов по информационной безопасности пришли аналитики компании Zecurion.
Согласно данным опроса Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, камеры видеонаблюдения установлены почти в половине российских компаний, при этом каждый четвертый работник относится к этому негативно.
Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге, отмечает, что в 60% бизнес-центрах города уже установлена СКУД-система, отслеживающая время входа сотрудника на объект. «Данная система преследует две цели: оптимизация затрат и контроль за посещением объекта как сотрудниками, так и арендаторами», – поясняет госпожа Скаландис.
Владимир Титоренко, генеральный директор компании Real Estate Solutions |
REES, говорит, что практика слежки за сотрудниками распространена, как правило, в крупных компаниях, так как для небольших организаций затраты на это оборудование довольно высоки.
По словам Федора Тюрина, генерального директора компании Autosprite, на первом месте среди способов контроля идет корпоративный Firewall (программы, используемые для обеспечения совместного доступа в интернет с нескольких компьютеров и контроля этого доступа). «В самом простом варианте Firewall позволяет просматривать статистику использования интернета: кто (с какого компьютера), что (почта, браузер, передача файлов и т.д.), сколько… И ограничивать доступ – по времени, с разных компьютеров, к разным протоколам и файлам. Кроме этого, с помощью Firewall можно получить доступ и к информации, которой сотрудники обмениваются через интернет, но это сложнее, и зачастую просто невозможно, если используется шифрование», – рассказывает господин Тюрин. Все остальные инструменты используются существенно реже, так как сложнее в реализации.
Владимир Титоренко добавляет, что способы контроля зависят от уровня секретности данных. «У некоторых сотрудников установлены маячки в телефонах или в авто, которые отслеживают местоположение, – для проверки, работают ли сотрудники исключительно в интересах компании или в личных целях тоже, – отмечает господин Титоренко. – Если это компания с большим количеством операторов – то здесь актуальна слежка и за соцсетями. Личная почта проверяется только по сигналу. Спорные вопросы решаются с помощью прослушки».
Причинами, побуждающими руководство следить за сотрудниками, как правило, являются опасения утечки информации и неэффективного использования сотрудниками рабочего времени, говорит Федор Тюрин.
Между тем Наталья Скаландис, управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге, говорит, что качество и быстрота выполнения работ зависит не от контроля, а от того, насколько грамотно руководителем была поставлена задача, поэтому в погоне за эффективностью руководителям стоит начать с себя.