Просчитать сезонные риски
Эксперты расходятся во мнении, насколько рентабелен гостиничный рынок в пригородных зонах Петербурга. Одни полагают, что если все правильно рассчитать, проект может быть вообще безрисковым, другие уверены, что просчитать такой рынок в принципе невозможно.
Генеральный директор компании «Альтера Инвест» Максим Новицкий полагает, что с общерыночной точки зрения туристический бизнес очень консервативен – есть потолок доходности и приемлемая рентабельность, все можно потрогать и пощупать. «Но при правильной локации и рекламной активности риски сводятся к нулю», – уверен он.
Иного мнения придерживаются специалисты компании Becar.
«На мой взгляд, данный сегмент не является рентабельным, поскольку успешность таких объектов зависит не только от локации, но и от непредсказуемого сезонного фактора. В любом случае круглый год невозможно добиваться 100% заполняемости, от этого становится сложнее просчитывать коммерческий успех подобных проектов. Окупаемость объектов варьируется от 7 до 10 лет, а в некоторых случаях она достигает 15 лет», – рассуждает Полина Яковлева, директор департамента новостроек NAI Becar.
Операционный директор HELIOPARK Hotels & Resorts Евгений Бугровский полагает, что с сезонным фактором можно бороться: «В условиях капризной погоды, что для Ленинградской области весьма актуально, никогда не будут пустовать отели, где есть закрытый бассейн и развлечения – анимация, особенно детская, прокат велосипедов и квадроциклов, рыбная ловля».
При этом он считает, что срок окупаемости, единый для всех объектов загородного отдыха, вывести сложно, это зависит и от месторасположения, и от качества управления, и от объема первоначальных вложений. «Если на этапе становления рынка можно было говорить о 3-5 годах, то теперь – от 10-12 и выше, что тем не менее является нормальным сроком окупаемости для гостиничного объекта», – считает господин Бугровский.
Господин Новицкий добавляет: «Трудно однозначно ответить на вопрос об окупаемости таких объектов, не всегда она именно в этом бизнесе стоит во главе угла. Но при строительстве нового объекта с нуля норма окупаемости – 5-7 лет, при покупке готового объекта и реконструкции его норма окупаемости – 7-10 лет. Эффективными для увеличения прибыли являются работа с корпоративными клиентами, ивент-агентствами, проведение спецмероприятий и праздников».
Мнение:
Евгений Бугровский, операционный директор HELIOPARK Hotels & Resorts:
– Основным трендом рынка загородных отелей является рост спроса на условия для семейного отдыха, следовательно, всегда востребована инфраструктура и дополнительные услуги для этой целевой аудитории: анимация, детские клубы, детское меню в ресторанах и даже мини-зоопарк. Другая тенденция – экологичность отдыха: повышенное внимание гостей к материалам, из которых построен отель, к еде, большой популярностью пользуются блюда, приготовленные из собственных продуктов отеля – овощи и ягоды с грядки, молоко и яйца с мини-ферм. А вот система all-inclusive в загородных отелях приживается плохо, к сожалению, она в основном привлекает молодежный сегмент, который активно реагирует на наличие доступного алкоголя. Такое соседство не устраивает семьи с детьми и пожилых людей, которые «голосуют ногами».