С места в карьер

На вопрос, что выгоднее местным дорожникам – иметь собственную базу строительных материалов либо наладить взаимоотношения с проверенными поставщиками, – участники рынка не имеют однозначного ответа.

 

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», отметил, что изменения на рынке материалов для дорожного строительства происходят нечасто. «Сама индустрия строительных материалов отличается известного рода консерватизмом, имеет свою особую специфику, и новичку на данном рынке весьма и весьма непросто. «В первую очередь потому, что главное в ней – это наличие источников сырья. Если у вас нет своего щебеночного карьера или месторождения глины, вы, конечно, можете закупать эту продукцию на стороне и перепродавать ее, но вряд ли тогда сможете конкурировать с другими производителями, у которых есть свое сырье», – комментирует ситуацию Дмитрий Баранов.
Он считает, что, с одной стороны, наличие собственных ресурсов нерудных материалов у дорожной компании упрощает вопрос снабжения строительства, с другой стороны, это дополнительные расходы на содержание и эксплуатацию карьера. «Нали­чие собственной ресурсной базы позволяет продавать часть материалов сторонним покупателям, что может принести компании доход, но в случае кризиса компания может понести существенные убытки из-за того, что не сможет продать сырье другим компаниям, да и сама будет меньше приобретать его. Кроме того, не стоит забывать про серьезную конкуренцию на рынке нерудных материалов на Северо-Западе», – констатировал Дмитрий Баранов.
В свою очередь, Евгений Скальский, директор по продажам ОАО «АБЗ-1», уверен, что, например, собственный асфальтобетонный завод может быть выгоднее лишь в том случае, если компания может иметь гарантированный ежегодный объем выпуска более 200 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. Во всех остальных случаях выгоднее приобрести асфальтобетонную смесь у игроков, которые уже занимаются ее производством и продажей и имеют устойчивое положение на рынке.
Сергей Неродный, коммерческий директор ЗАО «ЛСР-Базовые», уверен, что наличие собственной сырьевой базы у дорожников – вопрос спорный. «Средний срок окупаемости щебеночного завода – 12-14 лет. В Ленинградской области новых подготовленных карьеров нет. Чтобы открыть новый карьер по переработке гранитного щебня, необходимо вкладывать значительные средства в строительство инфраструктуры, в реализацию в течение 2-3 лет вскрыши и низкосортного щебня, который не подходит для строительства дорог, и т. д. А оборудование потребует капитальных вложений уже через 3-4 года после начала эксплуатации. Именно поэтому позволить себе собственную ресурсную базу могут только крупные компании, причем примеров успешной реализации этой бизнес-модели – единицы», – заключил Сергей Неродный.
На рынке щебня работают около 20 предприятий, при этом крупнейшие организации относятся к холдингам Группы ЛСР и ПО «Ленстройматериалы». На рынке песка – около 10 игроков. Крупнейшим из них является «ЛСР-Базовые». Виталий Калашник, руководитель проектов исследований промышленных рынков ЗАО «Решение», отметил, что кроме компаний-производителей на рынке песка и щебня представлены в большом количестве простые и транспортные посредники.
Сергей Неродный рассказал, что в 2013 году компания отгрузила 7 млн куб. м гранитного щебня. Это на 12% больше, чем в 2012 году. А результаты за I квартал 2014 года на 35% превзошли прошлогодние. «У ЗАО «ЛСР-Базовые» самая большая ресурсная база песка и собственный грузовой флот. За первые три месяца 2014 года компания отгрузила 1,2 млн куб. м песка. В портфеле заказов компании многие строительные и инфраструктурные проекты, среди которых ЗСД, многофункциональный морской перегрузочный комплекс на южном побережье Финского залива, трасса «Сортавала», несколько крупных проектов комплексного освоения городских территорий и многие другие», – перечисляет Сергей Неродный.
Виталий Калашник заметил, что в мае 2014 года цена на щебень была такой же, как в мае 2013 года, песок подорожал на 15%, цены на товарный бетон начали расти только в мае (на 4-6%), хотя до этого из-за высокой конкуренции были на грани убыточности.

Мнение:

Виталий Калашник, руководитель проектов исследований промышленных рынков ЗАО «Решение»:

– В случае асфальта для городского дорожного строительства, наверно, выгоднее пользоваться услугами поставщиков, а в Ленинградской области ДРСУ изначально географически привязаны к своему району, где могут располагаться также и свои производственные мощности. Хотя по факту часть областных ДРСУ от производства асфальта отказалась. Свое производство песка и щебня иметь можно, но нужно понимать, что свое дорожно-строительное подразделение будет помогать производству песка и щебня, а последние первое будут, скорее, отягощать. Для производства важна ритмичность поставок и высокая цена, а для услуг – поставки точно вовремя и как можно дешевле. Увязать это в рамках одной компании, как правило, не получается, а получаются два разные подразделения, работающие по совершенно разным принципам и зачастую конфликтующие между собой.

рубрика: Дорожное строительство
автор: Екатерина Костина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.