Арматура тяготеет к Европе

В России растет спрос на строительную арматуру «европейского» класса В500. В отличие от других видов данной металлопродукции, ее выпуск более технологически экономичен, как и дальнейшее ее применение в строительстве.

 

Технология производства арматуры в России непрерывно совершенствуется. Так, в настоящее время все больше отечественных металлопроизводителей начинают заниматься выпуском арматуры, относящейся к классу B500. Данный вид сталеконструкции завоевал популярность в Европе еще 20 лет и теперь стал основным видом арматуры, выпускаемой в западных странах.

«Холодная» экономия

По словам экспертов, более позднее распространение арматуры класса B500 в России связано с консервативным ГОСТом. До 2006 года нормативным документом не регулировались стандарты изготовления данного вида арматуры. Соблюдать можно было только технические условия (ТУ). Соответственно, предприятия, в первую очередь крупные, не рисковали выпускать ее, а покупатели – приобретать. Ситуация в пользу B500 стала меняться с появлением стандартов ГОСТа, а также дополнительных регламентирующих СНиПов. В частности, последние были введены только в прош­лом году.
Самое главное отличие арматуры В500 от других классов, из которых сейчас наиболее распространены на рынке А400 и А500, в способе изготовления. Она выпус­кается не горячекатанным, а холоднодеформированным способом. В связи с этим B500 имеет несколько другие механические и физические свойства, которые отражаются на возможности ее дальнейшего применения.
Старший инженер-технолог компании «Металпромкомплект» Сергей Мешков отмечает, что за счет сниженного содержания углерода холоднодеформированная арматура более пластична, но при этом не скручивается при размотке. Такая особенность стального прута снижает к минимуму отходность производства при его нарезке. Кроме того, арматура B500 более устойчива к коррозии при эксплуа­тации ее в экстремальных температурах и средах.
«Принципиально важно, что B500 сваривается быстрее. За счет ускорения проведения сварочных работ потребление электроэнергии снижается на 15% в сравнении с аналогичной в объемах переработкой арматуры других классов», – подчеркивает специалист.
В настоящее время, полагает господин Мешков, в арматуре B500 заинтересованы не только металлопроизводители, но и застройщики. Это объясняется тем, что сейчас появляются более жесткие требования, предъявляемые к качеству возводимых объектов. В Северо-Западном регио­не, где спрос на B500 один из самых высоких по стране, «европейская» арматура востребована из-за присутствия тут финских строительных компаний.

Сетка наготове

Как отмечает директор по развитию компании «Ленстройдеталь» Юрий Костиков, чаще всего В500 используется при армировании железобетонных конструкций, то есть применяется в виде сеток – легких или тяжелых. Современное оборудование позволяет изготовлять сетки с различными выпусками рабочих стержней. К примеру, в одной сетке могут комбинироваться различные диаметры рабочей и распределительной арматуры.
По словам специалиста, в зависимости от типа строительного сооружения расходы на армирование лежат между 5 и 35% от затрат на проведение строительных работ без отделки. Однако при указании в техническом задании на проектирование основных правил по армированию сметная стои­мость строительства здания может быть сокращена на 1-5%. При этом применение унифицированных сеток из арматуры класса В500 взамен арматуры А400, согласно исследованию, обеспечивает достижение экономического эффекта в размере 2,84% от общей стоимости жилого дома.
«Иногда нам приходится сталкиваться с тем, что некоторые строительные компании изготовляют сетки и каркасы для собственных нужд прямо на объекте. Однако, как показывает европейский опыт и имею­щаяся практика строительства, такое решение не всегда оправдано и в конечном счете с учетом всех затрат на организацию и обеспечение работы таких арматурных участков не удешевляет изделие. Готовая сетка сводит к минимуму заготовительные операции на стройке. Строитель непосредственно строит, а не занимается поиском арматуры, ее доставкой и переработкой в необходимые изделия», – отмечает господин Костиков.
Он добавляет, что сейчас на формат готовой сетки уже перешли ряд крупных строительных компаний Петербурга. Среди таковых «ЛенСпецСМУ», NCC, «Лемминикяйнен» и ряд других. Другие застройщики продолжают работать с арматурой А500, но интерес к металлопродукции нового типа уже проявляют.

Цена вопроса

Стоимость арматуры класса B500 почти не отличается от цен на арматуру других классов. В настоящее время она составляет приблизительно 28 тыс. рублей за тонну и зависит от диаметра прутьев, объемов заказа, условий его получения.
Специалисты рынка полагают, что стоимость арматуры В500 может упасть в случае массового перехода металлопрокатчиков на ее производство. Однако пока не все компании готовы заняться выпуском «холодной» арматуры из-за необходимости закупки новых производственных линий. Кроме того, еще не отрегулированы все утвержденные нормативные стандарты по выпуску данного металла.
По словам экспертов, так как металлопроизводители только начали сравнительно активно заниматься B500, на рынке достаточно мало подделок такой арматуры. Тем не менее они советуют при покупке арматуры проводить процедуру сопоставления данных, полученных от внешнего осмотра, с результатами, которые позиционируются в представленных сертификатах.

рубрика: Технологии и материалы
автор: Максим Еланский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.