Арендаторы замерли в тревожном ожидании

В течение первого полугодия на рынке Санкт-Петербурга не появилось новых действующих торговых комплексов. Основная активность в этом отношении ожидается осенью этого года. При этом, как отмечают аналитики, спрос на аренду сокращается, соответственно, падают и ставки аренды.

 

Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости Colliers International в России, рассказала: «По итогам первого полугодия 2014 года объем качественных торговых площадей в торговых центрах составляет 2,5 млн кв. м. В течение первого полугодия на рынке Санкт-Петербурга не появилось новых действующих торговых комплексов».
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, подтверждает: «За полгода не было введено ни одного крупного торгового объекта. За последние 10 лет подобная ситуация наблюдалась единственный раз – в разгар кризиса в 2009 году. Объекты, которые предполагалось открыть в начале года (ТРЦ «Адмирал», ТД «У Красного моста», ТЦ «Галактика»), переносятся на более поздний срок», – рассказал он.
При этом спрос на помещения падает. Александра Смирнова, директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, говорит: «За последние полгода спрос на рынке торговой недвижимости снизился на 30% со стороны сетевых операторов. На фоне снижения спроса арендные ставки в среднем сократились на 5-7% в зависимости от локации помещения. В общем, я бы сказала, что сейчас на рынке диктует правила арендатор, а не арендодатель, поэтому в процессе ведения переговоров ставки могут снижаться до 15%, особенно в случае если помещение нельзя назвать качественным, а месторасположение явно не является удачным».
Впрочем, не все аналитики считают, что ставки падают. Госпожа Никандрова уверена: «Серьезной коррекции пока не происходит. Реакция со стороны собственников торговых центров на требования арендаторов по корректировке коммерческих условий и их готовность вступать в переговоры по новым договорам аренды во многом определяется текущим состоянием проекта (существующий, планируемый к открытию в 2014 году, планируемый к открытию в 2015-2017 годах), а также экономической устойчивостью самого девелопера (собственника). В целом можно отметить, что девелоперы склонны избегать долговременных мер по снижению или ограничению ставок и реализовывать кратковременные меры финансовой «поддержки» арендаторов».
Господин Кокорев также считает, что ставки аренды «замерли в тревожном ожидании».
Максим Новицкий, генеральный директор компании «Альтера Инвест», также использует слово «замерли» при описании поведения и инвесторов на этом рынке: «Наблюдается тенденция замирания инвес­тора в ожидании стабилизации ситуации, что в перспективе может опустить рынок. При этом Москве все нипочем – московский рынок торговых площадей показывает позитивные характеристики по сравнению с 2013 годом: зафиксирован рост, который к 2015 году может достигнуть 7%».
«На рынке ретейла борьба за выручку обостряется: количество торговых площадей растет, тогда как арендаторы вынуждены сокращать расходы, в том числе на оплату ежемесячной арендной платы. Сегодня арендаторы просят о скидках и облегчении финансового бремени, некоторым удается добиться скидок в размере от 5 до 10%. Такая мера является необходимой и поддерживающей стабильность, иначе есть опасность массового закрытия магазинов и серьезного снижения арендных ставок. Также ситуацию нормализует и то, что некоторые (но далеко не все) западные компании – собственники торговых площадей в России перезаключают договоры аренды в рублях, а не в валюте», – говорит господин Новицкий.
Госпожа Никандрова при этом отмечает высокую активность продовольственных сетей, реализующих проекты в формате отдельно стоящих зданий и гипермаркетов («Магнит», «Лента», «Верный»). «Fashion-операторы очень осторожны при выборе новых площадок – они рассматривают только наиболее качественные, перспективные торговые центры», – говорит она.

Мнение:

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:

– Ощущения и реальность стали дальше друг от друга. То есть если год назад многие ожидали усугубления кризисных явлений, и это происходило (только не так быстро, как ожидалось), то сейчас оптимизма гораздо больше, но экономика чувствует себя гораздо хуже, чем год назад. В связи с этим происходит рассинхронизация чувств и реальности. А это хуже, чем прос­то кризис, поскольку не позволяет адекватно реагировать на изменение обстановки.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.