Сети борются за эффективность

Аналитики говорят, что в течение первого полугодия на рынке усиливалась тенденция повышения эффективности торговых сетей.

 

В сегменте торговых центров арендаторы с осторожностью подходят к выбору объекта. Ольга Аткачис, руководитель отдела торговых помещений ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, добавляет, что сейчас востребованы лишь наиболее популярные торговые комплексы, способные генерировать значительный трафик. В сегменте встроенных помещений данная ситуация повлияла на срок принятия решений и длительность заключаемых договоров – большинство клиентов стали тратить на согласование всех условий сделки до трех месяцев. Случаи принятия решения о заключении сделки в течение одного месяца единичны.
Большинство крупных сетей различных профилей в 2014 году продолжают оптимизировать портфель арендуе­мых площадей исходя из их рентабельности. Так, многие компании (главным образом сети общественного питания) идут на расторжение невыгодных договоров аренды, в случае если пересмотр арендных ставок невозможен.
«Замедлил темпы своего развития и банковский сегмент. Многие банки, ранее заявившие об открытии новых отделений в течение 2014 года, скорректировали планы своего развития на II-III кварталы. Это связано прежде всего с текущей напряженной внешнеполитической ситуацией. Как только она стабилизируется, вполне возможно, что многие игроки вернутся к озвученным в начале года планам расширения своих сетей в Петербурге. Однако на планы развития крупнейших отечественных банков, таких как Сбербанк и ВТБ, ухудшение внешнеполитической ситуации в стране не повлия­ло», – заключает госпожа Аткачис.
Предложение объектов street-retail сохраняется практически во всех торговых коридорах, однако в некоторых локациях существует дефицит качественных объектов, в результате чего арендаторы продолжительное время не могут подобрать себе помещения в этих зонах (например, у станций метро «Академическая», «Московская», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов»).
«Снижение активности операторов компенсируется снижением количества новых проектов. Однако возможное снижение покупательской активности и, как следствие, торгового оборота может привести к корректировке ставок в сторону уменьшения. Очевидно, что востребованы хорошие помещения в проходных местах. И такие помещения будут востребованы всегда. Однако на данный момент число вакантных площадей растет и в популярных местах тоже. А это говорит о том, что ожидаемые операторами ставки аренды ниже, чем то, что предлагается на рынке. Значит, либо помещения будут продолжать пустовать, либо ставки будут корректироваться», – рассуждает господин Кокарев.
По мнению Александры Смирновой, директора направления инвестиционного брокериджа NAI Becar, самыми востребованными объектами сейчас являются помещения площадью 150-250 кв. м, расположенные вблизи метро, в месте пересечения интенсивных пешеходных и транспортных потоков. «Если объект отвечает данным показателям, то совершенно неважно, относится ли он к формату помещений стрит-ретейла или находится в торговом комплексе. В общем, сейчас на рынке торговой недвижимости наблюдается период стагнации, который должен завершиться к осени, по мнению большинства экспертов рынка. Именно поэтому многие крупные компании сейчас заняли выжидательную позицию в ожидании новых положительных трендов в торговом сегменте», – резюмирует госпожа Смирнова.

Прогноз:

Во втором полугодии 2014 года в Петербурге ожидается ввод в эксплуатацию семи торговых центров. В результате объем площадей в ТК может увеличиться на 3,8% к концу года и достичь 3216,8 тыс. кв. м. Показатель обеспеченности населения качественными торговыми площадями, по данным ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real, на конец первого полугодия составил 604 кв. м на 1 тыс. жителей. Наиболее обеспечены торговыми площадями Приморский, Московский и Выборгский районы города.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.