Раскачать маятник

Число жилых проектов за пределами Петербурга растет, скоро подавляющее большинство новостроек будет возводиться за чертой города. Урбанисты, чиновники и девелоперы ломают голову, как сделать так, чтобы снизить все увеличивающийся поток «маятниковых миграций».

 

Застройка свободных лакун в обжитых кварталах Санкт-Петербурга постепенно уменьшается. Девелоперы осваивают приграничные территории города и области, пригородные районы Санкт-Петербурга. Пока наиболее активная застройка идет на севере и северо-востоке мегаполиса – поселки Мурино, Парголово, Янино, деревни Кудрово, Кузьмолово, Новое Девяткино, Колтуши, малые города Сертолово, Сетрорецк, Всеволожск являются территориями массового жилищного строительства, где перспективы жилой застройки оцениваются в миллионы «квадратов». Только в Мурино предполагается возвести более 5 млн кв. м жилья. Сегодня строители начали проявлять интерес к южным направлениям, прежде всего Пушкинскому району, где уже несколько лет обсуждается вопрос строительства города-спутника Южный на 4 млн кв. м жилья, проекты КОТ заявляются в Ломоносовском и Гатчинском районах Ленинградской области. Вслед за жилыми домами в новых микрорайонах появляются объекты социальной инфраструктуры, предприятия сервиса, торговли, развлечений и спорта. Новоселами здесь становятся в основном петербуржцы, которые или ориентированы на приобретение более доступного по цене жилья, или отдают предпочтение жизни в экологичном месте. Таким образом, каждый год «маятниковые потоки» на основных магистралях, соединяющих основные районы Санкт-Петербурга с областью и пригородными районами, усиливаются – найти высокооплачиваемую работу за пределами мегаполиса пока достаточно сложно. «Решить данную проб­лему может децентрализация бизнес-цент­ров – данный процесс уже начался, но пока офисные центры переезжают из цент­ра города в спальные районы, появление бизнес-центров в пригородных районах является сегодня редкостью. Кроме того, необходимо развитие производственных площадок в Ленинградской области. Также перспективы развития формата приложения труда в районе постоянного проживания связывают с более активным строительством торговых центров, развлекательной инфраструктуры, что гарантирует появление новых рабочих мест. Но все-таки нужно осознавать, что центром притяжения для жителей городов-сателлитов останется Санкт-Петербург, и для того чтобы постоянно ощущалось взаимодействие между мегаполисом и городами-спутниками, время в пути до Санкт-Петербурга должно составлять не более одного часа, оптимально – 30-40 минут», – уверен Арсений Васильев, генеральный директор «УНИСТО Петросталь».
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, полагает, что ключевую роль в вопросе перспектив развития городов-спутников Санкт-Петербурга, безусловно, сыграет то, где будет расположена Администрация Ленинградской области, если будет реализовано решение о выносе ее в один из городов. В качестве таких цент­ров называются прежде всего Всеволожск и Гатчина. «Именно Всеволожск наряду с формально городскими Пушкином и Пав­ловском является наиболее перспективным для развития как массового жилого, так и коммерческого строительства в среднесрочной перспективе. Города к северу от Петербурга при всех преимуществах локации сталкиваются с транспортной перегруженностью направления, которое развивается как территория загородного жилья. Безусловно, будет развиваться и Гатчина с Красным Селом, однако достаточная удаленность от Петербурга, вопросы с инженерией при наличии земельных ресурсов для развития – все это делает эти территории привлекательными только в долгосрочной перспективе», – считает господин Фадеев.
Алексей Берников, маркетолог-аналитик ЗАО «Группа Прайм», добавляет: «Масштабные проекты, особенно заявленные в среднесрочной перспективе, преду­сматривают обеспеченность будущих жильцов объектами социальной инфраструктуры и развитой дорожной сетью, которая формируется по наиболее популярным направлениям, с тем чтобы исключить социальный и транспортный коллапс. В случае если город будет расти вширь за счет множества отдельных точечных проектов, последние могут остаться без инженерии и дорог – небольшому девелоперу создать такую инфраструктуру за свой счет крайне сложно. Исходя из заявленных концепций перспективных проектов в ближайшие 5-10 лет, можно сделать вывод, что застройщики учли градостроительные ошибки Мурино (плотная высотная застройка без инфраструктуры) и декларируют в новых объектах комфортную среду обитания с необходимой инфраструктурой; многие проекты относятся к мало- и среднеэтажным».

Мнение:

Илья Тюкин, директор ГК «Арт-фасад»:
– Развитие Петербурга вширь в существующих условиях – достаточно спорный вопрос. Следствие такой стратегии – необходимость значительного расширения инженерных и транспортных сетей. Сейчас город обещает взять это на себя, но насколько это осуществимо – большой вопрос. Достаточно проанализировать текущий опыт, взять такие проекты, как Юнтолово или сестрорецкий намыв, чтобы понять, что городской бюджет пока не готов выполнять подобные обещания в полной мере. Другая проблема – это дефицит земельного ресурса. Пока Петербург не объединен с областью или пока не налажена система реализации проектов редевелопмента промышленных территорий, не очень понятно, как Петербургу эффективно осуществить за­думанное.

рубрика: Пригороды
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.