На новой ступени

Петербург сегодня начинает развиваться по пути децентрализации. Децентрализация, то есть формирование достаточно обособленных мини-городов, – неотъемлемая ступень развития крупных мегаполисов.

 

Полицентричность города решает ряд транспортных и инфраструктурных проблем, борется с проблемной социальной напряженности и т. д., уверен Владимир Скигин, председатель совета директоров УК Satellit Development.
Основная суть такого подхода заключается в том, чтобы создать комфортные условия для жизни людей внутри достаточно обособленного района благодаря тому, что он располагает всем необходимым для комфортной жизни: рабочими местами, социальной и развлекательной инфраструктурой, зонами отдыха и пр.
Эксперты при этом отмечают, что успешность городов-спутников обусловлена не «оптимальным километражем» – расстоянием от Петербурга, а возможными природными ограничениями, окружающими объектами (наличием поблизости других городов, сел, поселков) и состоянием транспортной инфраструктуры (дороги, аэропорты, железнодорожные ветки).
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, считает, что оптимально города-спутники должны находиться в 10-20-километровой удаленности от города.
«На мой взгляд, разумнее развивать сам город, а не создавать удаленные точки, так как разрастание Петербурга все равно неминуемо», – говорит Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar.
При этом, отмечают участники рынка, пока единого подхода к развитию окраин, а тем более какой-то политики по развитию центров в городе нет. На окраинах Петербурга сегодня до 40% проектов представляют собой комплексное освоение территорий. Однако официально статус города-спутника пока в городе получил лишь один проект – Южный, который реализует УК «СТАРТ Девелопмент». Аналитики полагают, что в будущем появятся и другие проекты с таким статусом.
Города-сателлиты отличаются от вновь образованных спальных районов своей самодостаточностью. То есть при желании (или, точнее, при его отсутствии) человек может прожить всю жизнь в таком городе, не выезжая в Петербург. Город-спутник должен состоять не только из жилых кварталов с социальной инфраструктурой – в нем должны быть торговые и развлекательные центры, культурные и образовательные учреждения (профучилища, лицеи, вузы), предприятия с офисами и многое другое.

Мнение:

Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость»:
– Как такового определения такой градостроительной единицы, как город-спутник, нет. В нашем понимании отличие города-спутника от просто крупного проекта за границами, скажем, Санкт-Петербурга состоит в том, что в первом предполагается наличие рабочих мест. Именно отсутствие мест приложения труда и является сегодня одним из основных нюансов в развитии проектов комплексного освоения территорий за границами города.

рубрика: Пригороды
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.