«Метрогипротранс» покидает радиус
На минувшей неделе Смольный расторг контракт с «Метрогипротрансом» на подготовку рабочей документации по строительству Фрунзенского радиуса. Эксперимент по созданию искусственной конкуренции на петербургском рынке метростроения провалился, а контракт стоимостью 644 млн рублей достался местному «Ленметрогипротрансу».
О том, что контракт с ОАО «Метрогипротранс», одной из крупнейших проектно-изыскательных организаций страны, будет расторгнут, вице-губернатор Марат Оганесян сообщил еще 29 июля. «У нас нет никаких претензий к «Метрогипротрансу» по части качества работ, но, к сожалению, из-за удаленности головного офиса у них есть проблемы в соблюдении сроков и коммуникации между отделами», – заявил чиновник в эфире одного из телеканалов. Проблемы у столичных проектировщиков возникли в конце июля, когда из-за отсутствия чертежей были фактически остановлены работы по строительству станций «Дунайская», «Проспект Славы» и «Южная». Дело в том, что «Метрогипротранс» при подготовке рабочей документации должен был опираться на предварительный проект, разработанный ранее «Ленметрогипротрансом», однако постепенно начал отходить от разработанного проекта, а все документы высылал в виде сигнальных чертежей, на основании которых невозможно производить оплату работ. В июле вице-губернатор пообещал оперативно принять у столичной компании выполненные работы и объявить новый конкурс. «Надеюсь, новым проектировщиком станет петербургская проектная организация, которая работала и работает на других проектах», – заявил тогда господин Оганесян.
На приемку работ у Смольного ушло две недели – 12 августа уведомление о расторжении контракта с московской компанией появилось на сайте госзакупок. В КРТИ факт расторжения контракта подтвердили, уточнив, что сроки строительства радиуса не изменятся, объект должен быть сдан до 2017 года. Как добавили в комитете, «Метрогипротранс» успел освоить около 60 млн рублей, эстафету, как и предсказывал в июле господин Оганесян, перенял петербургский проектировщик. В КРТИ рассказали, что согласно новому контракту, «Ленметрогипротрансу» предстоит освоить 97 млн рублей до конца 2014 года. В этот же период комитет объявит конкурс и на оставшуюся сумму – 490 млн рублей.
Отметим, что с приходом на должность вице-губернатора выходца из столичного стройкомплекса Марата Оганесяна Смольный взял курс на развитие конкуренции на рынке петербургского метростроения, заявляя о недопустимости монополизации в этой области. И «Метрогипротранс» стал первой столичной организацией, которая взялась за проектирование петербургского метро. Чуть ранее главному подземному монополисту – ОАО «Метрострой» – конкуренцию составила компания УСК «Мост» Геннадия Тимченко. Организации боролись за право подготовки к строительству площадок для станций «Новокрестовская» и «Беговая», и победу одержали местные метростроители.
К развитию конкуренции на рынке метростроения нужно подходить с осторожностью, считает эксперт МОО «Город и транспорт» Владимир Валдин. «Если говорить о принципах построения любого рынка, то конкуренция – это всегда благо, тем более если приходят фирмы, которые имеют богатый опыт метростроения и могут оказать позитивное влияние на рынок. Другой вопрос, что очень часто из столицы приходят компании с серьезным административным ресурсом, хорошими юристами, которые могут «взломать» эту конкурсную процедуру под себя, выставить цену, которая позволит им выиграть, а потом взять тендер, отодвинув местных игроков. Это уже не относится к честной игре», – говорит эксперт. При этом господин Валдин уверен, что вопрос столичной экспансии на рынок строительства петербургской подземки нельзя считать закрытым. «В России 90% денег находится в Москве, и сравнивать возможности петербургских и московских фирм не приходится. Поэтому там, где играют роль чисто финансовые вопросы, москвичи будут выигрывать практически всегда. Будет ли это благом, большой вопрос», – говорит эксперт. По его словам, показательным примером являются распри между «Вагонмашем» и «Трансмашхолдингом» по поводу тендера на поставку вагонов метро. И город от такой конкуренции только потеряет.
Справка:
ОАО «Метрогипротранс» выиграло конкурс на подготовку рабочей документации для строительства продолжения Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная» с промежуточными «Проспект Славы» и «Дунайская» в марте 2014 года. Компания снизила максимальную цену контракта с 772 млн до 644 млн рублей, и это позволило ей обойти на конкурсе старожила городской подземки «Ленметрогипротранс».