Лофт-проекты на пике моды
Мода на лофты начинает набирать обороты в России и в Петербурге в частности. Так, в городе уже насчитывается порядка 10 подобных объектов. Эксперты говорят, что существующие объекты являются коммерчески успешными и ставки аренды в них сопоставимы с офисами класса А.
По словам Владимира Скигина, председателя совета директоров УК Satellit Development, сегмент лофтов получил широкое распространение в Европе, когда была определена стратегия выведения промышленных объектов из центра городов.
Однако Илья Тюкин, директор ГК «Арт-фасад», говорит, что само понятие «лофт» в его интерпретации в рамках московских и тем более петербургских проектов теряет свои первоначальные очертания. «Помимо этого, в России также существует практика называть лофтами проекты с не очень удачной планировкой или еще какими-то особенностями, и делается это в качестве маркетингового хода, – рассказывает господин Тюкин. – В чистом виде термин обозначает скорее промышленное здание, приспособленное под новую функцию».
На сегодняшний день в Петербурге лофт-проекты представлены в основном в сегменте коммерческой недвижимости.
Среди существующих проектов Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar, называет лофт-проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи», лофт-проект «Звездочка» и «Красный треугольник».
Алексей Гулевский, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, добавляет, что кроме того, вдоль Обводного канала расположено много промышленных предприятий, часть корпусов которых отдана под художественные галереи и любительские театры. К ним можно отнести лофт «Дворец» на наб. Обводного канала, 199/201, и галерею «Завод» на наб. Обводного канала, 150.
Екатерина Лапина, вице-президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН, к упомянутым объектам добавляет арт-центр «Пушкинская 10», «Скороход» и «Печатный двор». Из жилья приводит в пример апартаменты «Голландия» в историческом центре Петербурга.
Илья Тюкин считает, что в Петербурге наиболее логично было бы реализовывать подобные проекты в большинстве индустриальных зданий-памятников, сделанных в характерном красном кирпиче.
Масштабные лофт-проекты, по мнению Альберта Харченко, генерального директора East Real, не очень востребованы, поскольку это достаточно специфический продукт. Наиболее оптимальны небольшие объекты площадью до 5-7 тыс. кв. м, считает эксперт. Затраты на лофт складываются из покупки объекта и его переоборудования под искомую функцию. «Поскольку не требуется большого количества стройматериалов, ведь девелопер имеет дело с готовым проектом, стоимость реализации на 15-20% ниже, чем новое строительство», – подсчитал господин Харченко.
Лофты – это нишевой сегмент недвижимости, который пользуется ограниченным спросом. «Как правило, арендаторы предпочитают его благодаря более низкой арендной ставке по сравнению с другими выставочными площадями. Арендная ставка в лофтах находится в диапазоне от 500 до 1000 рублей за 1 кв. м в зависимости от площади помещения и его локации», – отмечает Алексей Гулевский. Екатерина Лапина, напротив, говорит, что плата за аренду помещения в лофте равнозначна аренде офиса класса А. «При этом расположение бизнес-центра класса А всегда удачнее, чем у существующих в Петербурге лофт-проектов», – уточняет она.