ФАС усилит контроль
Половина жалоб, поступающих в УФАС Ленобласти на проведение конкурсов по госзаказу, признаются обоснованными. Специалисты антимонопольной службы и независимые эксперты считают, что госзаказчики очень часто сознательно нарушают законодательные нормы.
Союз строительных организаций Ленинградской области совместно с региональным УФАС провели конференцию «Контроль и надзор в сфере государственных закупок. Практика ФАС». В рамках мероприятия специалисты антимонопольной службы и независимые эксперты обсудили вопросы эффективного взаимодействия госзаказчиков и поставщиков, а также рассказали о последних законодательных нововведениях в данном сегменте. Генеральным информационным спонсором конференции стала газета «Строительный Еженедельник».
Каждая вторая
По словам заместителя руководителя Ленинградского УФАС России Алексея Журавлева, за 10 месяцев текущего года к ним поступило 1100 жалоб на проводимые конкурсы. Более 500 из них были признаны обоснованными. Всего в этом году в 47-м регионе было проведено более 2000 тендеров.
Специалист отмечает, что ошибки в проведении конкурсов достаточно разные, но основные их моменты одни и те же. При этом 70% случаев – выявленные нарушения в размещении и утверждении конкурсной документации, остальные 30% связаны с работой конкурсных комиссий.
Причина несоблюдения правовых норм в том, что каждая из сторон хочет получить большую выгоду от конкурса, в том числе за счет различных ухищрений,считает Алексей Журавлев.
Эксперт рассказал, что сами нарушения законодательства в сфере госзаказа можно разделить на несколько видов. Одно из самых распространенных нарушений – несоблюдение временных отрезков проведения конкурса, а также указание в задании нереальных сроков выполнения. Очень часто к потенциальному поставщику/подрядчику заказчик предъявляет завышенные требования. В частности, просит предоставить лицензию, в которой нет необходимости для проведения данных работ или поставки продукции.
Ставка на объективность
Практикующий эксперт в сфере применения закона о контрактной системе Денис Евдокимов, выступивший на конференции, также считает, что именно чиновники – основные нарушители конкурсного законодательства. По его словам, в Ленобласти творится вакханалия, так как многие госзаказчики, если на кону существенные суммы денег, проводят конкурсы под свои фирмы. Честных участников аукционов, полагает эксперт, организаторы тендеров стараются любыми путями не допустить к ним.
«На мой взгляд, все это происходит из-за неправильного понимания чиновниками законодательства о госзаказе. Его они трактуют только под себя. Конкурсные задания должны быть всегда объективны, а в случае нестандартных требований обоснованны. Только в этом случае госзаказ будет эффективным», – считает Денис Евдокимов.
Независимый специалист поддерживает жесткую политику ФАС по аннуляции конкурсов, проводимых с нарушениями. Он полагает, что контроль за госзаказчиками можно только усилить.
Еще один практикующий эксперт в сфере госзаказа Лариса Платонова в рамках конференции рассказала о закрытых способах определения поставщиков, а также о введении мониторинга расходования средств по закупкам товаров, работ, услуг, сведений, составляющих государственную тайну.
По ее словам, в июне 2015 года принят знаковый № 159-ФЗ, регулирующий расчеты по государственным контрактам, заключенным в рамках государственного оборонного заказа. В соответствии с ним с 1 сентября расчеты по контрактам и договорам по всей кооперации, заключенные в рамках исполнения ГОЗ, возможны только при наличии у поставщиков, исполнителей, подрядчиков специального отдельного счета в уполномоченном банке, осуществляющем банковское сопровождение сделок.
Пакет контроля
Представители ФАС на конференции также рассказали и о новшествах «четвертого антимонопольного пакета в строительстве», вступающих в силу с 1 января 2016 года. В него собраны поправки в закон «О защите конкуренции» и другие нормативные акты. Предполагается, что нововведения должны помочь сократить административные барьеры.
«Изменения антимонопольного законодательства, которые вступят в силу в новом году, касаются в том числе и сферы строительства. В частности, одним из нововведений является появление процедуры рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение порядка осуществления полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в области строительства и земельных отношений», – отмечает государственный инспектор Ленинградского УФАС Георгий Агаян.
По словам специалиста, в Постановлении Правительства РФ № 139 содержится перечень из 139 процедур, которые можно обжаловать. В том числе кадастровый учет объектов недвижимости, предоставление градостроительного плана земельного участка, предоставление разрешений на строительство, продление срока действия разрешения на строительство, предоставление технического плана здания, сооружения, предоставление разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, присвоение адреса объекту капитального строительства.
Нововведения 2016 года позволят в течение короткого срока обжаловать в ФАС бездействие чиновников. В частности, рассказывает Георгий Агаян, в рамках семи дней строительные компании смогут обратиться в антимонопольное ведомство и обжаловать действия госорганов, которые затягивают сроки выдачи разрешений на строительство.
«Кроме того, теперь ФАС может привлечь виновных к административной ответственности, вплоть до дисквалификации должностного лица, по чьей вине произошло нарушение. При этом обращение в антимонопольную службу не мешает предпринимателю параллельно обращаться и в суд», – обращает внимание специалист.
Проверка на честность
Заместитель председателя Комитета госзаказа Ленинградской области Денис Толстых отметил, что обязательства по госконтракту иногда не исполняются подрядчиком из-за слишком заниженной их стоимости, а иногда и изначально в силу мошеннических действий. Обращаясь к представителям муниципальных образований, он отметил, что проверить честность, добросовестность подрядчика можно порой за несколько минут в Интернете. «Какие-то нарекания в адрес поставщика или подрядчика легко обнаруживаются. Поэтому я рекомендую пользоваться и такой проверкой, чтобы быть уверенным хотя бы для себя, что с компанией можно работать», – подчеркнул он.
Чиновник также добавил, что Комитет по госзаказу всегда готов помочь как заказчикам, так и поставщикам и подрядчикам в решении каких-то затруднительных вопросов, связанных с проведением и исполнением конкурсов. Для этого лишь достаточно обратиться в ведомство.
Мнение:
Ярослав Беликов, исполнительный директор ЛенОблСоюзСтроя:
– Закон о контрактной системе существует уже больше двух лет, но все равно имеется проблема – неправильное толкование закона. Представители УФАС и Комитета государственного заказа подтверждают данный факт и иллюстрируют примерами. Помимо всего прочего, законодательство в сфере госзакупок динамично развивается. Поэтому для разъяснения существующих вопросов важно выслушать одну немаловажную сторону – Федеральную антимонопольную службу. Например, выступление Георгия Агаяна о новшествах в «четвертом антимонопольном пакете», которые, на мой взгляд, будут являться новым инструментом для строительной отрасли.