Вместе сделаем город лучше
Понятие «комфортная городская среда» многогранно. Это и красивая архитектура, и удобная транспортная инфраструктура, и яркие общественные пространства, и качественные городские события, доступные каждому горожанину.
Слагаемым городского комфорта была посвящена отдельная сессия в рамках форума PROURBAN 2015, который прошел в рамках Международной недели урбанистики Urban Week. Организаторами форума выступили PROEstate Events, Academy of Real Estate (ARE), Российская гильдия управляющих и девелоперов. Модерировала сессию о городской комфортной среде главный редактор газеты «Строительный Еженедельник» Дарья Литвинова.
Велосипедное голодание
Неприятно, но факт: сегодня Петербург – город автомобилистов. Во всяком случае в ближайшее время ему не грозит слава Амстердама, в котором все организовано так, чтобы было удобно пользоваться именно двухколесным транспортом, ну или на крайний случай трамваем.
«Общая протяженность велодорожек в Петербурге – около 30 км, однако они находятся в неудовлетворительном состоянии и ведут из ниоткуда в никуда, прерываются на каждом перекрестке», – поделилась впечатлениями от состояния велоинфраструктуры в городе координатор общественного проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Анна Козлинская.
Внедрением велосипедной культуры в городе занимается Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. В 2013 году были предприняты первые шаги по созданию велопарковок. «К сожалению, тогда они оказались очень неудобными для пользования, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону – во многих районах появились велопарковки, причем как бесплатные, так и коммерческие. В 2014 году был запущен проект велопроката. Сейчас в городе функционируют 90 станций. Однако Петербург «покрыт» ими не полностью, особенно необеспеченными остаются спальные районы. Работают власти и над созданием новых маршрутов. Разработаны проекты 16 велосипедных маршрутов, однако они не являются частью единой сети, причем их создателями полностью проигнорирован центр города. В 2015 году для реализации были выбраны два пилотных участка – в сторону Купчино и в сторону Ораниенбаума. Однако конкурс был отменен», – рассказала Анна Козлинская.
Облик новых кварталов
Вопрос благоустройства территории и создания комфортных общественных пространств весьма актуален при возведении новых жилых кварталов. По мнению руководителя аналитического центра ФСК «Лидер» в Санкт-Петербурге Екатерины Антаревой (компания возводит UP-квартал "Светлановский" в Мурино), создание комфортной среды в жилом квартале становится в кризис весомым конкурентным преимуществом. «Доступная цена была и остается определяющим фактором при выборе квартиры в массовом сегменте, однако вопросы транспортной доступности, безопасности и комфорта будущего жилья для покупателя играют не последнюю роль», – пояснила Екатерина Антарева.
По мнению застройщиков, также важен принцип зонирования. «В нашем квартале есть секции, учитывающие разный образ жизни, например в «семейной» секции располагаются преимущественно квартиры с несколькими комнатами для семейных пар с детьми, а в «молодежной» – студии и однокомнатные квартиры для молодежи, ведущей активный образ жизни», – уточнила Екатерина Антарева.
Представитель франко-швейцарской компании Greder & Kessler Паскаль Гредер показал на примере своего проекта, как ему удалось избавить целый район от припаркованных во дворах машин без проблем для самих автовладельцев, сделать его приятным для прогулок и соединить с велосипедными дорожками всего остального города.
«Заказчиком проекта выступал муниципалитет. Причем мнение самих жителей квартала учитывалось создателями проекта: специально приглашенный социолог еженедельно проводил консультации, решения таких «общественных слушаний» нашли отражение в проекте. В результате главным героем проекта оказался пешеход, потом велосипедист и только в последнюю очередь автовладелец», – поделился европейскими технологиями работы с населением Паскаль Гредер. По мнению господина Гредера, этот опыт вполне применим и в Петербурге.
По словам руководителя архитектурной мастерской FUTURA Architects Олега Манова, все новые районы грешат однообразностью создаваемой там инфраструктуры: «В новых кварталах, возводимых строго в соответствии с нормативами, все одинаково. Если мы хотим создавать комфортную среду, нужно учиться вдохновляться самим городом и прежде всего его исторической частью. Мы всегда найдем там оживленные улицы и разнообразную среду. Важна иерархия пространств. В любом крупном жилом квартале должно быть открытое место для встреч, места для тихого отдыха и активных видов спорта, пространства для детских игр. Причем они должны быть равными между собой».
«Комфортная городская среда – не просто функциональное пространство, оно должно нести в себе эстетическое начало, заряжать эмоцией, энергией, врезаться в память, – уверена Анжела Волоцкая, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами PUNTODESIGN. – Очень часто в европейских городах неповторимое своеобразие городской среде приносят малые архитектурные формы. Так, современные городские парки – это не просто скопление деревьев, а эмоциональная среда. Это скульптуры, современная городская мебель, элементы парковой навигации».
Дни города
Ольга Полякова, организатор фестиваля экскурсий «Открытая карта», благотворительного фестиваля «День яблок», образовательных пикников «Трава» и координатор проекта «Ресторанный день», считает, что любые архитектурные формы – большие или малые – лишены жизни без ярких и интересных городских событий.
«Плохо, когда событие вызывает у горожан желание отстраниться от него, уехать из города, как это бывает во время «Алых парусов» или Дня города. При этом правильно организованное событие должно не просто развлекать туристов и горожан, а вовлекать их в процесс, давать возможность почувствовать себя частью города. Ведь город – это не система запретов, он принадлежит горожанам, а не чиновникам», – уверена Ольга Полякова.
О важности транспортного брендинга и навигационного дизайна в жизни города рассказал Александр Минаков, руководитель проектов Студии Артемия Лебедева в Санкт-Петербурге. «Красивый и качественный дизайн, как и хорошая архитектура, не должен стоить копейки. Но у нас этого все никак не поймут, – сетует Александр Минаков. – В Петербурге были предприняты попытки транспортного брендинга, тогда «Горэлектротранс» подвергся жесткой критике. Прежде всего из-за средств, потраченных на эти цели. 5 млн рублей кажутся для нас огромной суммой. Но если задуматься о масштабах самой транспортной сети, то цифра не такая уж и большая».
Кстати:
По данным кураторов общественного проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга», в 2015 году количество пользователей велосипедов (по статистике велопрокатов) возросло в два раза, а количество самих прокатов – в восемь раз. «Это отчасти результат работы общественного проекта», – отметила Анна Козлинская.