Торговые центры на скользком пути

Несколько лет назад во многих торговых комплексах стали появляться крытые катки – такой якорный арендатор привлекал внимание посетителей и генерировал дополнительный трафик. Но сейчас пик моды на коньки уже прошел, уверены аналитики, хотя подобная инфраструктура все еще привлекает внимание посетителей.

 

По данным JLL, в Петербурге около 15% действующих торговых комплексов имеют каток в качестве якорного арендатора. Одними из первых катки в качестве дополнительной развлекательной составляющей начали создавать торговые комплексы «Мега». «Стоит отметить, что каток – это скорее имиджевая составляющая, позволяю­щая привлечь в комплекс дополнительные потоки посетителей, но с точки зрения экономики проекта она не приносит высокого дохода для собственников торговых комплексов. В целом это можно сказать обо всех развлекательных и спортивных составляющих торговых объектов», – уверена Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге.
Валерий Трушин, руководитель отдела консалтинга East Real, подсчитал, что сегодня доля крытых катков в ТРК составляет порядка 10% от общего числа операторов развлечений.
Алексей Гулевский, руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, говорит: «Во многих региональных и суперрегиональных ТРК сегодня присутствуют крытые катки как одна из развлекательных составляющих (например, в ТРК «РИО», ТРК «Лето», ТРК «Бухарестский», ТРК «Мега Парнас», ТРК «Гранд Каньон», ТРК «Невский каскад» и т. д.). Торговые комплексы заинтересованы в привлечении такого арендатора, как каток, так как он увеличивает суммарное время пребывания посетителей в торговом комплексе».

Имидж во главе угла

Валерий Трушин, впрочем, считает, что с потоками посетителей не все так однозначно: «Безусловно, привлечение развлекательных якорных арендаторов влияет на увеличение посещаемости и времени пребывания людей на территории ТЦ, но зачастую посещение таких развлечений носит целевой характер. Для собственников включение таких операторов важно с точки зрения увеличения посещаемости и заполнения крупной свободной площади, поскольку арендный доход увеличивается незначительно».
Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International, добавляет: «Каток в качестве якорного арендатора для торгового цент­ра скорее способ привлечь дополнительную аудиторию, нежели источник дохода. Про­фес­сиональных операторов, умеющих управлять таким инженерно непростым объектом, не так много – нередки ситуа­ции, когда девелопер управляет катком самостоятельно либо организует собственную управляющую компанию, занимающуюся катками, и в дальнейшем тиражирует этот тип арендатора на свои торговые центры».
Валерий Трушин обращает внимание на то, что при создании ледового катка в комп­лексе следует учитывать его технические особенности: необходима установка системы холодильников, особой системы вентиляции и кондиционирования.
Роман Евстратов, партнер ГК Rusland SP, пояснил: «Катки с искусственным льдом не так дороги, как с натуральным. Соору­жение натурального льда требует значительной инженерной подготовки и существенно дороже в эксплуатации. В торговых центрах чаще встречаются катки с искусственным льдом или синтетическим покрытием. Затраты на строительство и оборудование такого катка могут составлять порядка 400-500 тыс. USD».
Алексей Гулевский подсчитал, что крытые катки имеют длительный срок окупаемости, приближающийся к 7-9 годам.
Но Максим Клягин, аналитик УК «Фи­нам Менеджмент», впрочем, уверен, что расходы все-таки оправданы: «Подоб­ная специальная инфраструктура, несмотря на дополнительные издержки и в среднем заметно более высокий уровень инвес­тиций, в условиях роста насыщения локального рынка может выступать сильным конкурентным преимуществом для современных многофункциональных комп­лексов».

Футбол вместо катания

Впрочем, госпожа Заволокина считает, что сейчас посетителей торговых комп­лексов уже не удивишь наличием катка, поэтому девелоперы уходят от данного формата. «Катки занимают достаточно большие объемы площадей, зачастую на наиболее ликвидных первых этажах ТЦ, которые можно более эффективно использовать. Также катки сложны с точки зрения эксплуатации и обслуживания», – поясняет она. И действительно, некоторые операторы уже сворачивают деятельность катков, например в ТЦ «Континент» на Байконурской каток этим летом закрылся.
Но проектов с качественной спортивно-рекреационной составляющей (например, концертный зал, бассейн, аквапарк или крытый каток) все еще весьма мало. А потому не исключено, что на смену каткам в город придет какая-то новая инфраструктура, которая на некоторое время привлечет внимание посетителей торговых центров.
Роман Евстратов резюмирует: «Из интересных проектов, которые я видел в последнее время, мне понравилась концепция пляжных видов спорта, разработанная клубом BVC.SPB для торговых цент­ров. Проект подразумевает создание площадок для пляжного волейбола, футбола и других развлечений на песке. С нашими долгими зимами подобные спортивные развлечения могут стать отличным «якорем» для торгового комплекса. Пока этот проект не реализован, но, уверен, площадка для него обязательно найдется».

Мнение:

Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International:
– В торговых комплексах Санкт-Петер­бурга представлено около 10 катков. Наиболее крупные из них расположены в торговых комплексах «Меркурий», «Гранд Каньон», «Лето», «Балкания Нова» и «Континент на Бухарестской». При этом катки в ТРК «Балкания Нова» и «Меркурий» управляются под единым брендом IcePark – эти площадки также активно используются для проведения соревнований по керлингу. Помимо торговых центров катки со свободным доступом для посетителей обычно присутствуют на спортивных площадках, например Дворец спорта СКА, Ледовый дворец, Дворец спорта «Спартак» и др., либо катки организуются под открытым небом в зимний период.

рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.