Строители вернулись в девяностые

Объем рынка страхования строящихся объектов остановил свой рост. Это связано с общим снижением количества строящихся объектов, а также июльским решением правительства РФ, согласно которому затраты на страхование исключаются из строительных смет.

 

По разным оценкам, объем рынка строительно-монтажных работ (СМР) варьируется от 900 млн до 2 млрд рублей. Эксперты отмечают, что отдельной статистики в разрезе этого вида страхования не ведется. В Москве и Санкт-Петербурге проникновение страхования строительно-монтажных работ составляет около 85%, в целом же по России – в среднем 20-25%. Есть регионы, где застрахованы всего 10-15% строящихся объектов. Основная доля рынка приходится на страхование объектов с государственным финансированием или компаний с госучастием.
Анатолий Кузнецов, директор филиала САО «ГЕФЕСТ» – Санкт-Петербург», говорит: «С 16 июня этого года фактически страхование строительно-монтажных рисков было выведено за сметы при бюджетном строительстве. Ранее до 1% от сметы можно было закладывать на страхование. На практике это означало, что подрядчик страховал строительно-монтажные риски, а затем средства, затраченные на страховку, ему компенсировались заказчиком строительства. Приказ об исключении расходов на страхование из сводных сметных расчетов был опубликован Минстроем в ответ на поручение президента обеспечить разработку и утверждение экономически оправданных сметных нормативов при страховании объектов капитального строительства до 1 июля. Этот приказ вновь возвращает строительный рынок назад, в 1990-е годы, вновь в итоге все риски строительства, которое идет для государственных нужд, лягут на государство. Что будет дальше, пока трудно сказать, все будет зависеть от заказчиков: будут ли они включать требование о страховании в конкурсную документацию и тем самым обязывать своих подрядчиков страховаться».

Надежда на авось

По словам директора управления разработки страховых продуктов компании «БИН Страхование» Алексея Сидоровича, как правило, заказчики обязывают подрядчиков страховать строительно-монтажные риски при осуществлении строи­тельных работ. Если говорить о добровольном порядке заключения договора страхования, то иностранные компании страхуют выполняемые ими работы гораздо чаще, чем российские.
«Риски случайной гибели или повреждения строящегося объекта несет подрядчик, но лишь небольшое количество компаний хорошо осознают, что страхование может защитить их интересы, поэтому договор обычно заключается по требованию заказчика. Иностранные компании всегда заключают договор страхования. В странах Запада это абсолютно нормальная и распространенная практика», – добавляет руководитель управления имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона «Ренессанс Страхование» Виталий Овсянников.
Ключевыми факторами спроса на СМР являются уровень стабильности экономики, темпы роста промышленного сектора. По оценке Алексея Букина, руководителя Северо-Западной региональной дирекции СГ «УралСиб», локомотивом роста как в целом в России, так и в Северо-Западном федеральном округе стал запуск масштабных инфраструктурных проектов, которые поддерживает государство. В первую очередь это возведение новых транспортных узлов, спортивных и оздоровительных комплексов, гидротехнических сооружений и объектов теплоэнергетики. По его оценке, на долю подобных проектов приходится до 80% всего рынка СМР. Со стороны частных девелоперов интерес к страхованию СМР в основном проявляют лидеры отрасли.
«Эта категория клиентов предъявляет больше требований к сервисным опциям, объему покрытия, дополнительным рискам. В Санкт-Петербурге высокий уровень спроса среди компаний, которые отвечают за реконструкцию исторической части города», – резюмирует он. Неправильно выбранная технология при реализации проектов в исторической застройке может привести к колоссальным убыткам из-за возникновения трещин, осадков и обрушений.
В целом страхование СМР дает возможность клиенту не беспокоиться за имущественные риски, включая ошибки при монтаже, дефекты материалов, просчеты проектировщиков, за риски, связанные с гражданской ответственностью при строи­тельстве, послепусковые гарантийные обязательства и несвоевременный ввод объектов в эксплуатацию.

Стройка без ущерба

При строительстве транспортных объектов чаще всего страховщики возмещают ущерб, причиненный стихийными бедствиями. Например, размытие грунта в результате ливневых дождей, повреждение строительной техники из-за наводнения.
Как пояснил Алексей Сидорович, наиболее рисковыми объектами транспортного строительства являются мосты, эстакады, тоннели. «В данном случае характерны обрушения, обвалы, подтопления объектов строительства», – считает он.
В стандартный пакет рисков СМР при транспортном строительстве входят пожар, взрыв, воздействие опасных природных явлений, противоправные действия третьих лиц, столкновение с другими объектами, разрыв тросов, строп, цепей, аварии инженерных систем, повреждения падающими или обваливающимися частями, а также ошибки, допущенные при выполнении работ. Дополнительно страхуется гражданская ответственность и после­пусковые гарантийные обязательства.
«Более 70% договоров страхования СМР включают один из этих двух дополнительных рисков, реже – оба риска. Страхование упущенной выгоды при несоблюдении сроков сдачи объекта в эксплуатацию менее востребовано в силу того, что это специ­фическое направление, в котором заинтересованы прежде всего инвесторы», – отмечает Алексей Букин.
В отдельных случаях ущерб может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей. Классическим примером для Петербурга является случай, произошедший в 2011 году, когда на строительной площадке Западного скоростного диамет­ра кто–то умышленно повредил дорожные шкафы и их внутреннее оборудование. Убыток составил около 10 млн рублей, вспоминают участники рынка. 509 млн рублей составили выплаты страховой компании «Гефест» при повреждении сооружений строящегося грузового порта Сочи в результате шторма.

Размер страховок

Стоимость страхования строящегося объекта зависит от многих факторов, в том числе характеристик строительного объекта, географии и условий строительства, опыта подрядчика по выполнению аналогичных работ, поясняет Алексей Сидорович из «БИН Страхование». По его оценке, страховой тариф по страхованию объектов транспортного строительства может варьироваться от 0,13 до 0,7%. Средний тариф по гражданскому строительству составляет 0,09% от страховой суммы, по промышленным объектам и ТЭК – 0,12% и по технически сложным объектам – 0,25% и выше, добавляет Алексей Букин.
В целом страхование строительно-монтажных рисков – для рынка достаточно прибыльное направление деятельности, но есть ряд сложностей, связанных с технической стороной дела.
В 2014 году, по оценкам игроков рынка, рынок страхования строительно-монтажных работ может вырасти максимум на 10% по России. Темпы невысоки из-за насыщенности и завершения строительства мегастроек. Темпы может поддержать только реализация проектов для подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, но и этих строек не так уж много, отмечают эксперты. Также рост будет поддерживать сегмент страхования объектов ТЭК и дорожной инфра­структуры.
По мнению Алексея Сидоровича, объективных причин, препятствующих развитию страхования СМР, нет. «Вся проблема в менталитете российских компаний, для подрядчика страхование – это дополнительная статья расходов, то есть снижения прибыльности проекта, не каждый подрядчик готов идти на это», – рассуждает он.

Мнение:

Алексей Букин, руководитель Северо-Западной региональ­ной дирекции СГ «Уралсиб»:
– При развитии крупных строительных проектов рынок СМР также будет развиваться. Среди стоп-факторов могу отметить отношение к страхованию: по-прежнему большинство договоров страхования СМР заключается по требованию заказчика или банка. В этих случаях подрядчик заключает договор страхования строго в рамках требований к страхованию и не стремится к расширению покрытия.

Анатолий Кузнецов, директор филиала САО «ГЕФЕСТ» – Санкт-Петербург»:
– В последние годы в нашей стране и во всем мире отмечается тенденция увеличения количества опасных гидрометеорологических явлений, последствия которых невозможно предугадать, а следовательно, минимизировать риски. Все крупнейшие выплаты нашей компании по инфраструктурным объектам возмещаются по причине разрушений объектов в результате стихийных бедствий и действий природных сил. Это связано с тем, что в процессе строи­тельства не всегда можно обеспечить прочностные характеристики объекта, которые могут противостоять погодным условиям. К тому же зачастую даже научные институты не могут прогнозировать вероятность наступления стихийного бедствия. Много выплат приходится и на дорожные объекты.

рубрика: Финансы и страхование
автор: Татьяна Дятел
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.