Промышленная доля Петербурга
Петербургу необходимо сохранить промышленные зоны, однако бояться сокращений площади промышленных территорий не следует. Такие идеи прозвучали на заседании круглого стола «Зоны редевелопмента в новом Генплане: градостроительный смысл и его юридическое оформление».
Дискуссия была организована в рамках форума «Будущий Петербург» с целью выработать предложения, которые могли бы детализировать техническое задание по созданию нового генерального плана Санкт-Петербурга.
Еще несколько лет назад в городе четко прослеживалась тенденция к стабилизации, если не сказать сокращению доли промышленных земель за счет вывода предприятий из центра. К середине 2000-х годов стала очевидной нехватка в городе производственных площадей. В результате в Генплане, принятом в 2008 году, было предложено резкое увеличение доли производственных территорий в структуре города – до 25% к 2025 году. Однако, уточняют эксперты, в крупных городах мира доля территорий производственного назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры очень разнится. Для Рима этот показатель равен 6%, для Мадрида – 10%, для Амстердама – 13%. «Меньшая доля промышленных территорий в других городах не означает отказа от промышленности. Просто эффективность использования территории на несколько порядков выше, чем в Санкт-Петербурге», – считает Владимир Аврутин, заместитель генерального директора Института территориального развития по градостроительной деятельности. «Зачастую проще на новом месте построить хорошее предприятие с высокой степенью эффективности, а старое место, расположенное на дорогой территории, отдать под другое использование», – констатирует он.
В то же время, по его мнению, преобразованию промышленных зон препятствуют такие факторы, как наличие множества собственников земель (и необходимость синхронизации их планов), дефекты землепользования, наличие санитарно-защитных зон предприятий, продолжающих свою деятельность, и др.
«Серый пояс» Петербурга необходимо «перекрасить в разноцветный, сформировав линию общественно-деловой, рекреационной, жилой застройки», – говорит Виктория Васильевская, заместитель генерального директора института «Урбаника». Однако она допускает размещение в пределах нового пояса промышленных зон с точки зрения их редевелопмента и наиболее эффективного использования земли.
Максим Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, напоминает, что за последние 25 лет под эгидой вывода из города было уничтожено более 300 крупных и около 500 мелких и средних предприятий. Он убежден: продать промышленную площадку с тем, чтобы окупить расходы на переезд, можно только под жилищную застройку. Но при этом новая площадка за бюджетные средства должна быть обеспечена инженерной инфраструктурой. А запас инженерных мощностей прежнего участка чаще всего остается невостребованным.
Кроме того, Максим Мейксин напоминает о необходимости обеспечения транспортных маятниковых потоков населения в случае вывода предприятий. «В промышленной сфере заняты около 350 тыс. петербуржцев, еще почти 300 тыс. человек обеспечивают деятельность промышленных предприятий», – заявляет господин Мейксин.
Со своей стороны, Вячеслав Семененко, управляющий партнер КБ ВиПС, бывший председатель Комитета по строительству Смольного, задается вопросом о новых функциях промышленных территорий. «Бизнес-центры в нашем городе имеют очень низкий коэффициент заполняемости. Жилье в бывших промышленных зонах строить нельзя из-за несоответствия нормативным требованиям. Сейчас мы разрываем места проживания и места работы», – убежден он.