Координационный совет обсудил земельный вопрос и саморегулирование
Фонд «РЖС» будет вовлекать в оборот землю, которая находится в неразграниченной государственной собственности, и за свой счет создавать инженерно-подготовленные участки, который пойдут в основном для строительства жилья эконом-класса.
Эти и другие вопросы обсуждались участниками открытого заседания Координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО.
Александр Вахмистров, председатель Координационного совета, открывая заседание, отметил, что на нем присутствуют руководители всех строительных СРО Северо-Западного федерального округа, а также руководители отраслевых комитетов и министерств. «Мы хотели обсудить несколько вопросов – предложения Фонда «РЖС», изменения в системе саморегулирования, а также обменяться мнениями по поводу тех законодательных пробелов, которые существуют в градостроительстве», – отметил Александр Вахмистров.
В своем выступлении Алексей Фурсин, первый заместитель генерального директора Фонда «РЖС», рассказал о расширении функционала Фонда за счет привлечения новых земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. По его словам, сегодня Фондом «РЖС» вовлечено в оборот 33 тыс. га федеральных земель, в том числе передано 13 тыс. га регионам для развития территорий, как правило, для жилищного строительства, объектов инфраструктуры и развития предприятий в составе технопарков, промпарков. Сегодня в разных стадиях строительства на землях Фонда находится около 26 млн кв. м жилья в 50 регионах, и этот объем год от года будет только расти.
Помимо просто предоставления участков Фонду «РЖС», каждый проект снабжается рядом механизмов, которые позволят осваивать эту территорию – например, инвестиции в создание инженерной инфраструктуры земельного участка, а также снабжение проектами повторного применения.
Алексей Фурсин отметил, что с 1 января 2015 года вступает в силу закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Для исполнения положений, заложенных в данном законе, и согласно постановлению правительства России, Фонд «РЖС» имеет право вовлекать в оборот не только земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, но и ту землю, государственная собственность на которую не разграничена.
«На основе этой инициативы были внесены изменения в № 161-ФЗ, который регулирует деятельность Фонда. Корректировки предполагают, что теперь распоряжаться земельными участками будут не только муниципальные образования, но и Фонд «РЖС». Более того, все доходы, которые будут получаться от вовлечения этого участка в оборот путем аренды, продажи или сервитута, будут поступать в местный бюджет. С другой стороны, затраты с вовлечением этого участка в оборот, его формированием, оформлением, оценкой, выставлением на аукцион будут осуществляться за счет средств Фонда «РЖС», – пояснил Алексей Фурсин. По его словам, это позволит ввести простаивающие территории в оборот и дать возможность строительному бизнесу их развивать.
Тем не менее, вначале муниципальные органы власти должны дать свое согласие. Если его нет, а по истечении 6 месяцев муниципалитет так и не начал процедуру вовлечения участка, имеющего неразграниченную государственную собственность, в оборот, то Фонд «РЖС», уже самостоятельно вовлекает этот участок.
Алексей Фурсин попросил включить в протокол заседания координационного совета просьбу-обращение к властям регионов, расположенных в СЗФО, в инициативном порядке направлять предложения по конкретным земельным участкам.
Со своей стороны Сергей Зимин, помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО, дал поручение представителям субъектов РФ внимательно просмотреть № 171-ФЗ, оценить свои возможности и внести предложения, которые могли бы сделать работу Фонда «РЖС» и регионов более плодотворной. Он отметил: «Прошу региональные органы власти оценить, возможно ли в течение 6 месяцев выполнить требования Фонда. Второе: дайте сигнал муниципалам, чтобы они предложили Фонду вовлекать в оборот земли Минобороны, по которым ничего не сделано. Это федеральные земли, некоторые из них переданы в одностороннем порядке, и сегодня бюджеты регионов несут обременения даже по их охране. Со своей стороны я хотел бы предложить фонду более активно взаимодействовать с нашей организацией АНО «Стратегическое партнерство Северо-Запад», которое создано для решения таких задач».
Законодательные корректировки от НОСТРОЙ
На том, что необходимо совершенствовать законодательство в области градостроительства и жилищной политики, и на роли НОСТРОЙ в этом процессе еще раз остановился Николай Маркин. «В последнее время НОСТРОЙ активно занимается, в том числе, проведением экспертизы законодательных актов, внесением изменений в федеральное законодательство, регулирующее строительную отрасль – в Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс, нормативные правовые акты в области контрактной системы, а также направленные на повышение качества строительного контроля», – заметил вице-президент НОСТРОЙ.
По его словам, недавно вице-премьер РФ Дмитрий Козак провел совещание, на котором обсуждалась «дорожная карта» развития саморегулирования, предложенная Министерством строительства и ЖКХ. Вице-президент НОСТРОЙ добавил, что в Градостроительный кодекс РФ будут внесены изменения, согласно которым Национальное объединение строителей может исключать из своих рядов недобросовестных членов СРО. Также Николай Маркин констатировал, что правительство РФ дало время до конца 2014 года на подготовку закона о подряде в строительстве. По его словам, закон предполагает, что будут проводиться отдельные отраслевые строительные торги. «Кроме этого, НОСТРОЙ активно включился в разработку Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года», – отметил он.
Региональные инициативы
Как рассказала в рамках открытого заседания Координационного совета по развитию строительной отрасли Северо-Западного федерального округа при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО председатель Комитета архитектуры и градостроительной политики Новгородской области Валентина Захаркина, для более эффективной работы на региональном уровне требуется внести ряд изменений в профильное законодательство. Так, по ее словам, очень часто поднимаются вопросы в части реализации полномочий по земельным участкам. «Если у Фонда «РЖС» наиболее понятно в части законодательства расписаны и предоставление земельных участков, и их реализация, то у наших строителей часто возникают вопросы по земельным участкам, связанным как с комплексным освоением, так и с освоением по нескольким группам жилых домов. На наш взгляд, довольно серьезно стоит вопрос о внесении изменений в Земельный кодекс по предоставлению земельных участков без процедуры торгов под линейные объекты», – высказала свою точку зрения Валентина Захаркина. Также, по ее мнению, возникает вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс по поводу основных понятий линейных объектов. Во всех регионах практика разная, единообразие может быть достигнуто только путем изменения законодательства.
Кроме этого, Валентина Захаркина предложила обратить внимание на то, как Градостроительный кодекс прописывает положение объектов культурного наследия в схемах территориального планирования. Зачастую эти объекты не состоят на кадастровом учете, а потому возникает множество споров между охранными комитетами и застройщиками, которые реализуют тот или иной проект. Она отметила, что зачастую объект культурного наследия давно утерян, на его месте уже стоит частный жилой дом. Но в реестре объектов культурного наследия он значится, а потому освоение части территории инвестором невозможно. «На мой взгляд, следует ввести право исключать такие объекты из реестра», – сказала она.
В свою очередь, Михаил Москвин, председатель комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, продолжил тему совершенствования законодательной базы. Он отметил, что Государственная дума РФ внесла изменения в закон о местном самоуправлении, и решение по процедуре выдачи разрешений на строительство и утверждение градостроительных планов земельных участков и проектов планировки территорий дало возможность принимать решение региональным властям. Законодательное собрание Ленобласти приняло закон, который говорит, что утверждение всех градостроительных территорий муниципалитетов, а также выдача разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию переходит на региональный уровень. Тем самым мы уменьшили административные барьеры, исключив один территориальный уровень», – пояснил Михаил Москвин.
Он также считает, что в части линейных объектов существуют законодательные пробелы, поскольку те организации, которые их строят, трактуют законодательство по-разному и не всегда считают, что на некоторые объекты необходима экспертиза проектной документации. «Хотелось бы, чтобы федеральное законодательство более четко определило прохождение процедур при строительстве линейных объектов», – констатировал Михаил Москвин.
Со своей стороны, Алексей Белоусов, координатор НОСТРОЙ по Петербургу, добавил, что в городе на Неве нужно сокращать административные барьеры, которые мешают бизнесу работать, а также своевременно вводить объекты в строй: «В нашем городе из 100% процедур, которые существуют, только 18% относятся к федеральному уровню. А остальные 82% – это постановления и распоряжения местных региональных властей. Они как раз и создают самые большие проблемы для строителей», – считает координатор.
Например, сроки согласования ППТ в Петербурге по утвержденным нормативам составляют 587 дней. В реальности же строители говорят о том, что у них это занимает 44,5 месяца. Алексей Белоусов отметил, что петербургские СРО разработали «дорожную карту» упрощения административных процедур. «Мы предлагаем сократить 28 согласовательных процедур и тем самым выиграть около 300 дней. В целом же в Петербурге эти процедуры можно сократить на 21 месяц», – уверен господин Белоусов.
По словам Павла Созинова, заместителя координатора НОСТРОЙ по СЗФО, в рамках работы Координационного совета и экспертных комиссий неоднократно обсуждались проблемы долевого строительства. «Региональные мониторинги подводят итоги и говорят, что ситуация не столь радужная. Только в Петербурге зарегистрировано 12,5 тыс. дольщиков, которые считают себя обманутыми. Еще несколько лет назад эта цифра составляла около 5 тыс. человек. Правительство города работает над этой проблемой, еженедельно проводятся совещания, но мы видим, что разрешить ситуацию мешают пробелы как в федеральном, так и в региональном законодательстве. Так, принятый недавно региональный закон Петербурга о защите участников долевого строительства поможет только тем дольщикам, которые попали в реестр до 2005 года. Введенное федеральным законодательством обязательное страхование договоров долевого участия не работает. На мой взгляд, необходимо выработать единую федеральную законодательную базу, единые регламенты, которые бы позволили достраивать проблемные объекты долевого строительства и решать вопросы обманутых дольщиков, число которых растет», – заключил он.
Мнение:
Сергей Петров, заместитель председателя Комитета ГД РФ по земельным отношениям и строительству, координатор НОСТРОЙ по СЗФО:
– Во время весенней сессии Государственная дума приняла семь федеральных законов в области земельных отношений. Эти законопроекты направлены на создание условий для строительства доступного жилья. Одним из важнейших шагов являются поправки в Земельный кодекс РФ, которые изменили принцип вовлечения участков, принадлежащих муниципальным, региональным и государственным органам власти, в оборот. На осень запланировано рассмотрение еще 21 законопроекта, один из которых внесет коррективы в процедуру предоставления земельных участков Фонда «РЖС» под строительство жилья эконом-класса в рамках государственной программы.
Сергей Зимин, помощник полномочного представителя президента РФ в СЗФО:
– Вопросы развития жилищного строительства находятся под постоянным контролем российского правительства. По итогам 2013 года, наряду с общим снижением строительных работ сфера жилищного строительства развивалась позитивно, прирост составил около 10%. Вообще, этому сегменту правительство РФ уделяет огромное внимание – ему посвящен один из майских указов, в частности, указ 600, предполагающий конкретные меры для решения проблем, которые накопились в жилищном секторе. На особом контроле у нас сегодня находятся проблемы расселения аварийного жилья. Задача сложная, так как к 2017 году мы должны ликвидировать все аварийные дома, которые зафиксированы таковыми на момент 2006 года. И федеральный и региональный бюджеты нацелены на ее решение. Здесь без диалога с бизнесом и региональными органами власти справиться будет сложно.
Тем не менее, ежегодно на Северо-Западе вводится около 4 млн кв. м жилья. Рынок активно развивается. В то же время мы наблюдаем снижение стоимости квартир, что говорит о росте конкуренции между застройщиками и – косвенно – о снижении темпов строительства и объемов фондирования рынка. Достигла высокой степени развития система саморегулирования в строительном секторе, но и она требует разрешения вопросов, мешающих ее дальнейшему существованию.