Берегите имидж смолоду

Самый удобный и наименее затратный путь формирования имиджа руководителя – это никому шефа не показывать, а все функции общения с прессой и обществом возложить на специально обученных людей. В противном случае приходится работать над имиджем любимого руководителя.

Теоретически, имидж – штука пластичная. Его можно лепить по своему усмотрению, в зависимости от необходимости. Это теория, а о неприятной практике вы сами знаете. Так вот, о теории: прежде чем работать над внешним обликом руководителя, надо заняться его внутренним миром. Главное – сформировать у руководителя понимание, что он лидер. И не формальный, ставший таковым благодаря приказу о назначении, а реальный, за которым пойдет группа.
Подходов к лидерству очень много. Однако, если вычленить главное, то лидер – это человек, который: знает, чего он хочет, может поставить достижимые цели и довести их до остальных членов команды, в состоянии отстоять свою точку зрения, может организовать работу сотрудников.
Интересно, что многие люди, обладая набором качеств, присущих лидеру: активность, целеустремленность, умение ставить цели и достигать их, распределять роли в команде, умение хорошо излагать свои мысли и убеждать людей, берут чьи-то чужие цели и стремятся к ним.
Однако, если подобный лидер не осознает свои личные устремления и не разобрался в себе самом, то на каком-то этапе смысл деятельности может пропасть. Тогда человек начинает понимать, что он идет по чужому пути, а его личные интересы абсолютно не реализуются. Просто человек увлекся тем, что он впереди толпы. Поэтому задача состоит именно в том, чтобы совместить внутренние цели человека с целями команды. Только в этом случае результат может быть успешным.

Научить можно

На сегодняшний день разработаны и успешно проводятся тренинги-семинары, в рамках которых из обычных людей делают лидеров.
Во время обучения развивается два направления. Во-первых, развиваются качества, необходимые лидеру. Люди учатся: слушать, говорить, четко формулировать свои мысли, ставить цели, просчитывать пути к достижению целей, убеждать людей.
Во-вторых, участникам дается возможность разобраться со своими целями.
Далее идет работа над совмещением личного и общественного уровня. Главное, чтобы ценности организации и ценности человека не расходились кардинально.
В процессе обучения лидеры и потенциальные лидеры начинают осознавать ошибки, которых обязательно надо избегать. В первую очередь это: пренебрежение потребностями других людей, неумение контролировать свои эмоции, неумение выслушивать чужое мнение, увлечение текучкой.
И кроме того, не следует забывать о самом себе, о своих личных потребностях – «горение» на работе не слишком хорошо сказывается на деятельности организации.
Для всей вышеперечисленной работы требуется профессиональный психолог-практик.
Кроме работы над формированием лидерских качеств, профессионал должен досконально изучить типологию характера, привычки, пристрастия, хобби, склонности, слабые места. Все это делается для того, чтобы не пытаться натянуть на человека чужую маску, которая будет ему жать, а раскрыть качества, которые уже присутствуют в характере.
После получения развернутой характеристики на клиента PR-менеджер, при условии, что он работает один, без имиджмейкера, становится чем-то типа духовника или личного психотерапевта своего шефа.

От внутренего к внешнему

Разобравшись с построением внутреннего мира, переходим к внешним проявлениям: выражение лица; жесты; поведение; речь; одежда.
Различные варианты должны использоваться в различных ситуациях. В джинсах в театр не пойдешь. А белые носки не могут сочетаться с темным костюмом. Но это уже дело стилиста и модельера. Хотя пиарщик не может и здесь оставаться в стороне.
О предыстории-сказке, которую будут тиражировать СМИ, рассказывать подробно также не имеет смысла. Всем понятно, что популярный руководитель должен быть деловым, в меру жестким, решительным, кристально честным, с большим опытом работы на местах, любящий жену, детей, возможно, собаку (лучше рыбок – нейтральнее).
Спокойно! Работает PR!
Вот теперь, когда клиент помыт, побрит, одет, выучил роль, собрал в кулак волю, появляемся мы и используем его возможности по полной программе. И не дай Бог ему что-нибудь не то вякнуть! (Извините, забылся, увлекся, больше этого не повторится.) Так, чего изволите?
Начинаем активно проталкивать нашего клиента. Неважно, что будем комментировать: падение удоев, угрозу терактов, запрет абортов. Конечно, я утрирую, и лучше все же высказываться на те темы, которые близки нашему герою: социальные проблемы, политика, бизнес. Но главное, что высказываться нужно на том языке, который поймет аудитория. Помните, что «клево» у пенсионеров будет ассоциироваться с рыбалкой.
Самое главное – это максимальное количество положительных упоминаний вашего начальника в СМИ. Оказывается, рейтинг наших известных бизнесменов высчитывается именно по количеству упоминаний в СМИ. Так что больше вашего шефа в газетах, хороших и разных. Лучше всего работают мнения, точки зрения. Открытые письма. Идеальным вариантом может стать большое интервью в каком-либо популярном журнале. Обязательным условием является присутствие вашего шефа на всех мало мальски важных тусовках. Но он туда едет работать. Его дело общаться. В общем, девизом пиарщика, работающего над имиджем своего шефа, должно стать приблизительно следующее: «Каждый день – в газете, или же – в сюжете!».
И помните, друзья-пиарщики: ваша основная задача – убедить, что вся эта мишура вашему шефу просто необходима. Вначале будет трудно, потом он сам втянется. Но главное, что фронт работ вам будет на некоторое время обеспечен, вы станете лицами, максимально приближенными к телу шефа. А значит, не только не уволят, но, возможно, еще и грамоту вручат.

Автор: Андрей Серов
рубрика: Стиль бизнеса
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.