Альтернатива сэкономить
Понижение классности арендуемых офисных площадей позволяет компании сэкономить около 15% от стоимости аренды. Но как говорят участники рынка, сегодня владельцы бизнес-центров готовы предоставить скидку того же размера, чтобы удержать арендатора.
Бизнес-центры класса А, предоставляющие высококачественные площади, ориентируются прежде всего на крупный бизнес – крупные российские компании или филиалы зарубежных фирм. Для данных арендаторов характерна высокая степень финансовой стабильности и стремление к «оседлости». Свои офисы они меняют крайне редко и то лишь исходя из стратегических интересов компании, а не из стремления к временной экономии, поскольку переезды сотен, а то и тысяч сотрудников могут существенно нарушить деятельность таких организаций.
Олег Сумбаев, генеральный директор группы SOLO, считает, что самая распространенная причина переездов сегодня – это некачественное предоставление или непредоставление арендатору того набора услуг, на которые он имеет право по договору.
«Для современного арендатора кризисные явления уже не имеют столь серьезных последствий, как это было в 2008-м, потому сегодня массовых переездов арендаторов не наблюдается. До минувшего кризисного 2008 года многие договоры аренды были заключены в долларах США, в евро, в комбинациях доллар США – евро с довольно хитрыми и не очень выгодными схемами. Сейчас же арендные контракты заключаются в рублях, и один из ключевых способов удержания интересного арендатора – это долгосрочный договор, когда сумма аренды уже заложена в бизнес-проект компании-арендатора. Если же арендатор все-таки съезжает, значит, есть очень серьезные причины, поскольку любой переезд невыгоден априори. И в большинстве своем этой досадной причиной является сервис», – уверен господин Сумбаев.
Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор», признает, что есть ряд секторов, для которых политико-экономическая ситуация оказалось критичной, например для перевозчиков импортной продукции или проектировочных компаний. «В то же время другие бизнесы продолжают свое развитие. Среди наиболее активных арендаторов можно выделить производственный и IT-сектор. В случае же с желанием оптимизации офисного пространства мы почти всегда можем подобрать офис меньшей площади или с другой арендной ставкой в схожей локации», – добавляет господин Золин.
Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, отмечает, что многие компании оптимизируют свои площади и без привязки к кризису: «В последнее время наметилась тенденция переводить некоторые категории сотрудников на удаленную работу, например IТ-специалистов и бухгалтеров. Эта особенность не носит массовый характер, но также оказывает влияние на сокращение арендуемых площадей в офисных центрах». Господин Рожко считает, что для удержания арендаторов собственники готовы в том числе обсуждать понижение стоимости арендной ставки. «При нынешней экономической ситуации понижение арендной ставки – это всегда вопрос переговоров. Иногда для собственника лучше снизить ежемесячную плату на 10-15%, чем в течение 3-4 месяцев искать нового арендатора. Также собственник бизнес-центра может предложить ремонт и улучшение в уже занятом арендатором помещении и даже закрывать глаза на незначительные задержки по оплате», – резюмирует господин Рожко.
Мнение:
Вадим Демешенков, заместитель генерального директора «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:
– Причин для переезда у арендаторов может быть сколько угодно, начиная от локации, арендных ставок, заканчивая техническим оснащением объекта. На рынок выходят новые, более современные в техническом плане офисные центры. Идет нормальная ротация арендаторов. Как правило, арендаторы принимают решение съехать в класс ниже, если ожидается продолжительный кризис в компании; при чуть более оптимистических прогнозах предпочитают сокращать площади в арендуемом объекте или договориться о пересмотре ставки на определенный период. Другой вопрос, что темпы ввода новых площадей сегодня значительно обгоняют темпы их поглощения.