В ожидании подачи

Инвесторы готовы осваивать промзоны, однако ждут помощи от государства. Одна из схем, по которой они готовы работать, – государственно-частное парт­нерство.

 

Директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге Александр Филиппов уверен, что земельные участки без инженерной подготовки интересны инвесторам не будут. Он отмечает, что в среднем цена продажи одной сотки участка с инженерией составляет от 5 до 8 тыс. USD, а стоимость аренды 1 кв. м – от 180 до 250 рублей в месяц. На стоимость влияет площадь и конфигурация участка, локация, наличие железнодорожной ветки, количество киловатт. «Неосвоенных по причине отсутствия инженерии и спроса промзон достаточно много. Освоить их все будет непросто. Однако с учетом экономических предпосылок можно предположить, что производство будет развиваться, в результате чего спрос на промзоны возрастет», – полагает эксперт.
Глава представительства консалтинговой группы «НЭО Центр» в Северо-Западном федеральном округе Алек­сандр Соколовский считает, что частные инвесторы заинтересованы в освоении новых инвестиционно привлекательных площадок, вовлечении в коммерческий оборот по жилищному и иному строительству неэффективно используемых территорий, перебазировании предприятий и создании клас­теров и зон. Но при реализации таких проектов инвестор всегда хочет получить наиболее благоприятные условия, к которым относятся различные формы налоговых преференций, пониженных ставок и хороших условий пользования объектами инвестиционного проекта, получение субсидий и участие в государственных программах, получением особого статуса проекта и т. п. Реализовать данные проекты возможно в том числе путем использования механизмов ГЧП и заключения концессионных соглашений. В таком случае выбор инвестора осуществляется посредством проведения конкурса. Данные механизмы повсеместно используются за рубежом и становятся в последнее время популярными и используемыми и в России».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов сомневается в том, что инвестор сможет зарабатывать на участии в подобных проектах. «Так как это не индустриальный парк и не технопарк, где инвестор может выступить в качестве управляющей компании и, создав инфраструктуру, привлечь резидентов, которые будут ежегодно платить ему определенную сумму, то в данном случае смысл заработка инвестора неясен. Ведь фактически эти участки принадлежат городу и, вероятнее всего, именно город будет получать арендную плату за них. Вряд ли частный инвес­тор, просто создав необходимую инфраструктуру на этих территориях, сможет брать за них плату с тех компаний, которые будут размещать свои производства здесь», – говорит эксперт.
Господин Баранов видит несколько возможных сценариев, которые бы устрои­ли и город, и инвесторов. Первый вариант: город находит необходимые средства и финансирует строительство инфраструктуры, то есть частные компании будут прос­тыми исполнителями. Второй вариант – привлечение средств компаний, которые намерены разместиться в этих промзонах, для строительства необходимой инфраструктуры. «Этот путь сложнее, потому что сначала нужно найти инвесторов, которые могут там появиться, а потом вести с ними переговоры о такой форме сотрудничества. Понятно, что им потребуется какая-то компенсация в виде, например, налоговых льгот в течение некоторого перио­да. Но тут важно соблюсти юридическую чистоту, чтобы ни к властям, ни к инвестору, если такая схема будет реализована, не возникло никаких претензий», – рассуждает господин Баранов.

Мнение:

Александр Филиппов, директор департамента оценки NAI Becar в Санкт-Петербурге:
– Городу необходимо найти частные компании, которые за свой счет подведут коммуникаций и оснастят участки инженерией, а после продажи готовых участков выручка распределится между городом и частными компаниями. После этого потенциальные инвесторы будут заинтересованы в покупке земель для реализации промышленных производств. Кроме того, стоимость аренды или продажи должна быть сопоставима с действующими ценами индустриальных парков в черте города или Ленинград­ской области.

рубрика: Промзоны
автор: Кристина Наумова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.