Застройщики с комплексами
Законодательство о комплексном освоении территорий, как отмечают юристы, все еще очень разрозненно. Оно состоит из нормативных актов разного уровня, не дающих четкого и систематизированного представления о том, каковы условия взаимодействия властей и бизнеса в реализации проектов.
«Министерство строительства и ЖКХ готовит очередной проект изменений Градостроительного кодекса, земельного и иного законодательства, которые, возможно, смогут восполнить существующие пробелы и позволят наделить идею комплексного освоения территорий очевидными преимуществами для бизнеса», – надеется юрист Castren & Snellman Ксения Солощенко.
По ее словам, вопрос обеспечения застраиваемых территорий объектами социальной инфраструктуры для Санкт-Петербурга и области был и остается достаточно острым. «Зачастую застройщик оказывается в ситуации, в которой он просто вынужден взять на себя обязательства по обеспечению территории социальными объектами без получения адекватной (или какой-либо) компенсации со стороны властей. То есть застройщик и раньше выступал в качестве заказчика таких объектов, передавая их впоследствии городу, что не вполне соответствовало логике градостроительного законодательства, но было неизбежно в действительности в отсутствие реальных механизмов взаимодействия властей и бизнеса по данному вопросу», – говорит госпожа Солощенко. То же она говорит и о передаче объектов на баланс городу. Потери, которые несет застройщик вследствие принятия на себя подобных обязательств без получения соответствующей поддержки, очевидны; вероятно, в том числе поэтому в последнее время широкое распространение получили так называемые апарт-комплекcы, формально не предназначенные для постоянного проживания.
«Что касается подрядных отношений, практика показывает, что в условиях существующего законодательства бизнесу с бизнесом взаимодействовать комфортнее, нежели с властями», – говорит юрист. По ее мнению, в договорах, заказчиком в которых выступает государство, о равенстве сторон и уравновешенности условий, а также о прибыльности такого предприятия говорить вряд ли возможно. Тот факт, что власти фактически выбывают из процесса, дает основание надеяться на снижение уровня коррупции, полагает она. «В то же время стоит отметить, что она не исключена на стадии предоставления участков под комплексную застройку», – замечает Ксения Солощенко.
На исполнителях же изменение схемы отразилось мало.
Мнение:
Сергей Фурманчук, генеральный директор инженерного бюро «Хоссер»:
– Как исполнитель могу сказать, что легче заказы на строительство школ, детсадов и поликлиник получать не стало, так как затраты на создание социальных объектов ложатся на застройщиков. Они, конечно, будут на них экономить, потому что не смогут переложить затраты на потребителей, повысив стоимость квадратного метра, что определяет рынок.