Репутационным стандартам дан зеленый свет
В Москве по инициативе саморегулируемой организации «Строительный ресурс» и при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) состоялось заседание круглого стола «Шаг на опережение. Первый репутационный стандарт как фактор обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса».
В обсуждении перспектив разработки стандартов нового поколения приняли участие представители министерств и ведомств экономического блока, отраслевых объединений и бизнеса.
Открывая мероприятие, замруководителя Росстандарта Александр Зажигалкин сразу расставил акценты: «Мероприятие проходит не только при поддержке Росстандарта, но и под определенным контролем ведомства, поскольку тематика для нас интересна, – сказал господин Зажигалкин. – Стандарт никому не нужен, если он принят только на бумаге. Написать стандарт не очень сложно для профессионала. Сложнее его принять. Еще сложнее внедрить. Одна из задач заседания круглого стола – найти инструменты внедрения стандарта и определить перспективы развития технического комитета 066».
Технический комитет по стандартизации ТК-066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий» – автор и разработчик первого в России репутационного стандарта для организаций строительной отрасли. Для чего он создавался, о методике оценки в своем докладе рассказал руководитель технического комитета Владимир Шахов. «Мы хотим, чтобы малый и средний бизнес, пройдя систему рейтингования или сертифицирования, мог получить преференции на рынке госзаказа, – сообщил господин Шахов. – Если нас услышат на уровне органов государственной власти, это будет означать, что мы поработали не зря. В планах технического комитета на 2015 год – разработка как минимум 10 репутационных стандартов для отраслей, находящихся в повышенных зонах риска».
И следующим стандартом нового типа станет репутационный стандарт в области обеспечения пожарной безопасности. «Взять, к примеру, огнетушители. Вынуждены констатировать, что их качество не всегда хорошее. И при этом все они имеют сертификаты на соответствие требованиям. А проверить это можно только в одном случае, но не дай Бог», – привел пример Александр Стрекалев - Начальник НИЦ ФГБУ ВНИИПО МЧС России. «Если посчитаете возможным принять нашу организацию в ТК, готов принять активное участие в разработке стандартов нового типа», – выступил с предложением господин Стрекалев.
Состав ТК необходимо расширять, согласились в Росстандарте, без помощи экспертов в различных отраслях линейку новых стандартов не осилить. Создать условия для их применения и выстроить систему оценки опыта и деловой репутации, вызывающую доверие регуляторов и участников рынка, – еще одна задача. Этим займется специальная репутационная комиссия. Такой орган решено создать при ТК-066. Вопрос, как его формировать, вызвал живую дискуссию.
«В репутационной комиссии должны быть компетентные люди, в отношении которых нет сомнений. Тогда будет доверие», – высказала позицию Лариса Баринова, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства.
«На наш взгляд, в работу комиссии не должны вмешиваться органы госвласти, особенно контролирующие, чтобы не было конфликтных ситуаций», – считает Анна Давыдова, заместитель начальника управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России.
Но полностью дистанцироваться от перспективного направления ФАС не намерена. Антимонопольная служба готова внимательнее присмотреться к новому инструменту обеспечения конкурентоспособности. В любом случае для успешного внедрения репутационных стандартов необходимо прежде подготовить соответствующую законодательную базу. А сфер применения достаточно, убежден замглавы Росстандарта. «Например, услуги ЖКХ – мы все потребители, мы все страдаем от этого, и я готов со своей управляющей компанией бороться, как и все присутствующие; стандарты здесь нужны», – сказал господин Зажигалкин. «Скоро будут выдаваться лицензии управляющим компаниям, – продолжил тему президент СРО ПН «Строительный ресурс» Виктор Кривошонок. – Почему бы Минстрою не ввести деловую репутацию как критерий оценки управляющих компаний, для того чтобы принять решение о выдаче лицензии и через какое-то время после начала функционирования УК вновь ее оценить», – предложил господин Кривошонок.
Заместитель координатора НОСТРОЙ по СЗФО, Павел Созинов сказал, что подходы, изложенные в репутационном стандарте интересны, «но считаю необходимым опробовать его в практической плоскости и предложить ряду региональных строительных компаний принять участие в пилотном проекте, чтобы оценить предложенную многофакторную модель для описания эффективности работы предприятия».
Главный вопрос был задан уже по итогам заседания круглого стала на пресс-конференции в ТАСС. Корреспондент «Российской газеты» поинтересовалась, готово ли общество и государство к введению института оценки деловой репутации.
«Нужно, чтобы заработало это понятие – «деловая репутация», «профессиональная репутация», чтобы заработал сам сертификат. В любом законе в вводной части идет описание терминов и понятий, которые есть в законе. Понятие же «деловая репутация» пока ни в одном законе не описано. Поэтому чтобы оно прижилось, его нужно учесть или в законе о стандартизации, или в законе о саморегулируемых организациях, но это обязательно должно быть сделано», – подытожил Геннадий Селезнев, председатель общественного движения «Россия», председатель Государственной Думы РФ второго и третьего созывов.
Мнение:
Геннадий Селезнев, председатель общероссийского общественного движения «Россия», председатель Госдумы России второго и третьего созывов:
– Мое участие в заседании круглого стола неслучайно. Дело в том, что я имел непосредственное участие в подготовке закона по саморегулируемым организациям. Все помнят, как долго этот закон рождался в Госдуме, сколько было скандалов вокруг него, я думаю, что он несовершенен до конца, но вместе с тем изменения в этот закон постепенно вносятся. Самое главное, что сегодня мы уже не представляем жизнь без СРО. И в частности, я очень хорошо знаю организацию «Строительный ресурс», это мои земляки – я из Ленинграда. Они развернули там свою бурную деятельность, и их инициатива создать такой институт деловой репутации и подумать над тем, как вырабатывать репутационные стандарты, чрезвычайно важна, она важна для общества, для экономики. Какую бы сферу жизни мы ни взяли, обязательно пойдет речь о репутации. Мне кажется, что понятия «репутационный стандарт», «институт деловой репутации» должны прижиться. Потому что если мы хотим качественно менять жизнь, если мы хотим предоставлять качественные услуги во всех сферах, то деловая репутация – это первоочередное дело. Я думаю, что разработчики стандарта попали в точку, сегодня эта тема востребована, и надо, чтобы общественность об этом знала. Я бы хотел пожелать тем, кто продвигает стандарт, успехов.
Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия:
– Проделанная работа по разработке репутационного стандарта чрезвычайна важна и нужна. Использовать этот стандарт в рамках РСПП можно по многим направлениям, потому что в палате более 320 тыс. компаний – от Газпрома до малых предприятий, но тут у меня возникает один вопрос: можно написать много правил дорожного движения, но если нет ГАИ, камер, штрафов и светофоров, то эти правила никто не будет соблюдать и даже читать. К сожалению, опыт нашей страны таков, что нам говорят «не надо кошмарить бизнес». А в результате мы перестали «кошмарить» торговцев сертификатами, торговцев поддельными подшипниками: 30% подшипников – фальсификат! Даже если сертификат защищен, кто будет на рынке следить за оборотом сертификатов? К примеру, все стараются соответствовать стандарту ISO 171000, и при этом Интернет кишит предложениями по продаже фальшивых сертификатов. Мы сделали СРО, отличное дело, НОСТРОЙ эффективно работает, но приезжаешь в любой город, едешь из аэропорта – и висят плакаты «Допуск за три дня». И эти плакаты стоят, и никто никого не посадил за это. Поэтому без наведения порядка и жесткого контроля очень сложно будет и очень тяжело работать в той промышленности, которая выпускает качественную продукцию, очень тяжело пищевой промышленности, которая делает детское питание из молока, а не пальмового масла. Фактически то, что государство у нас сегодня не занимается контролем и надзором, бьет по добросовестной промышленности. Мы готовы эти стандарты продвигать через РСПП, и надо нам с ТК написать программу по внедрению этих стандартов и по расширению сферы их деятельности на разные области, прежде всего на пищевую промышленность, но все-таки без обращения к госорганам, к власти с просьбой о наведении порядка эта работа не получится.
Анна Давыдова, заместитель начальника управления ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России:
– Использование методик по оценке опыта и деловой репутации компаний при госзаказе – это новая для нас тема, и ведомству еще предстоит сформировать свою позицию. В настоящее время ФАС склоняется к другой тематике – повышению ответственности саморегулируемых организаций в сфере госзаказа, и, на наш взгляд, подобные решения такого вопроса для нас более приемлемы.
Марина Бурова, начальник отдела качества Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация):
– Национальная система аккредитации – служба молодая, с июля этого года вступил в силу федеральный закон об аккредитации, и мы полагаем, что наше ведомство выйдет на новый уровень. О том, что есть липовые сертификаты, мы знаем, мы на это реагируем и призываем всех, у кого-то есть такая информация, к сотрудничеству. У нас на сайте Росаккредитации есть статистика по тем мероприятиям, которые мы проводим, есть информация о приостановлении действия органов по аккредитации, об аннулировании действий аттестатов об аккредитации, но мы понимаем, что наведение порядка в этой сфере – вопрос не одного дня. В системе менеджмента есть такое понятие, как непрерывное улучшение, и мы полагаем, что репутационный стандарт – это один из шагов к улучшению продукции, предоставлению услуг и в целом улучшению качества жизни. Поэтому мы абсолютно поддерживаем этот стандарт, и если нужна наша помощь, мы готовы сотрудничать.
Иван Чайка, первый заместитель генерального директора ОАО «ВНИИС»:
– Мы рассматриваем репутационный стандарт как первую ласточку. Сам по себе стандарт не работает, если за этим не стоит серьезная система оценки. И в этом смысле задача – реализовать эту знаменитую формулу лучших практик, один стандарт, одна оценка, общее признание. Надо отстаивать сертификацию как явление, потому что это важный механизм. Орган по сертификации, конечно, должен быть профессиональный, должна быть обеспечена прозрачность во всем, и в принимаемых процедурах, правилах, должен быть мониторинг удовлетворенности и мнения потребителей, должна быть реакция на негатив, – это то, что должен обеспечить орган по сертификации. А дальше стоит задача убедить общество в том, что этой системе можно доверять. Каковы мировые сценарии? Если взять брендовые компании, они формировали свой бренд десятилетиями безупречной работы. Это путь, который не очень подходит, потому что десятков лет у нас нет. Аккредитация – это тоже путь, по которому идет мировое сообщество, это сегодня тоже необходимо, но недостаточно, потому что сегодняшняя аккредитация молодая, еще развивается. И третий путь – это двигаться под зонтиком авторитетного бренда. И этот путь наиболее быстрый.
Лариса Баринова, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства:
– Я считаю, что этот стандарт, безусловно, нужен. Большим плюсом является то, что инициатива появилась «снизу», не от чиновников, а от профессионального сообщества. Я хочу сказать, что при всем том, что работа проделана большая и значимость этого стандарта высокая, я его рассматриваю как пилотный проект, потому что есть некоторые моменты, которые надо еще дорабатывать, они немного субъективны и можно здорово ошибиться, у нас, к сожалению, любое хорошее дело могут извратить. Когда говорят, состоялось или нет саморегулирование, то сегодняшнее наше заседание говорит о том, что состоялось, потому что сознание сообщества пришло к тому, что они сами себя готовы оценивать. Это, конечно, не все, но это есть. Систему надо продумать. Я готова над этим работать как эксперт, как член комитета ТК-066.