Строительное образование под знаком LENEDU

Российско-финский проект LENEDU, который реализовался с начала 2013 года и до конца октября 2014 года, имел большое значение для развития образования в сфере строительства и ЖКХ Ленинградской области. Идея проекта заключалась в развитии системы профессиональной подготовки производственных работников и руководящего звена двух этих отраслей применительно к российским условиям.

 

В проекте приняли участие российские партнеры СРО «Строители Ленинградской области», МАПО (Международный альянс профессионального образования) и ФОС (Федерация образования строителей). С финской стороны в проекте приняли участие Edustroi Finland Oy, Учебный центр строительной промышленности «Ратеко», Фонд строительной информации и отделение Лахти-Кюми Союза домостроителей Финляндии.

Больше внимания профподготовке

Цель проекта LENEDU – развить систему профессиональной подготовки производственных работников и руководящего звена строительной отрасли и ЖКХ применительно к российским условиям.
Реализация проекта основывалась на том, что в перспективе российская строи­тельная сфера и сфера ЖКХ продолжат рост и развитие. Это две крупнейшие отрасли экономики, дающие рабочие места, и потребность в рабочей силе будет расти и дальше.
Обеспечение достойных условий деятельности и развитие сферы профессио­нального образования для строительства и ЖКХ чрезвычайно важны с экономической точки зрения, они оказывают влияние и на прочие группы, связанные общими интересами, как то преподаватели и обучающиеся, строители, клиенты и потребители, в особенности покупатели нового жилья.  
С помощью профессионального обучения достигается повышение уровня качества строительства, эффективности строительных работ и большей долговечности зданий и сооружений.
Проекту LENEDU предшествовало заключение соглашения о сотрудничестве между союзами строительной индустрии Финляндии и России, целью которого являлось продвижение современных строи­тельных технологий и производственных методов, а также адаптация накопленного опыта в области профессиональной подготовки к условиям российской строительной сферы для обеспечения ее развития и роста.
Например, в строительной сфере и сфере ЖКХ Ленинградской области сейчас работают 300 тыс. человек, однако ежегодно учебные заведения выпускают для этих сфер лишь 2000-2500 новых специалистов. Это примерно в 10 раз меньше, чем в Финляндии.
Особенно большая разница видна между количеством работников, проходящих профессиональную подготовку и повышение квалификации в Финляндии и России. В Финляндии профподготовке строительных работников уделяется большое внимание.

Движущие факторы

В проекте LENEDU для реализации программы развития принято во внимание несколько фактов. Один из них заключается в том, что и в России, и в Финляндии на строительных площадках трудятся много иностранцев, в том числе даже не владеющих строительной терминологией, профессиональные качества которых не отвечают требованиям данной страны. Особое внимание здесь следует уделить строителям, которые не владеют в совершенстве языком страны, в которой работают. Для таких групп работников следует особо обратить внимание на их обучение и необходимое наставничество на рабочих местах.
Для Ленинградской области строи­тельная сфера и сфера ЖКХ Санкт-Петербурга – потенциальная территория работы, в которой работники зарабатывают деньги и черпают благополучие. Поэтому вполне естественным является обеспечение достойного профессионального уровня рабочей силы, проживающей на территории Ленобласти, что принесет неоспоримую пользу также и строительной сфере самой области.
Кроме этого, для улучшения качества и производительности строительной сферы необходимо постоянное обновление образовательных методик, учебных материалов и рекомендаций, которые должны предлагаться в том числе в цифровом виде посредством Интернета. Обновление образовательных методик и материалов дает возможность как самостоятельно или с преподавателем изучать технологии производства работ, так и учиться на рабочем месте.
Учитывалась при реализации проекта LENEDU и такая важная задача, как пред­отвращение несчастных случаев и повышение безопасности на строительных производствах. «Технику безопасности можно эффективно повышать, используя мультимедийные материалы, которые помогут даже иностранным работникам, плохо владеющим языком страны. Однако отвечающего всем современным требованиям мультимедийного инструмента на данный момент пока нет, и его необходимо разработать», – уверены участники проекта.  
Еще одна особенность состоит в том, что обновление обучающих методик, учебных материалов и рекомендаций поддерживает развитие профессионального образования сферы строительства и ЖКХ в соответствии с международными требованиями и опытом, накопленным учебными заведениями и строительными компаниями Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В 2006 году в России вступил в силу закон об экономии электроэнергии и повышении энергоэффективности, а в 2009 го­­ду – закон о развитии энергоэффективности. В России назрела необходимость включения вопросов энергоэффективности в учебные планы институтов повышения квалификации, однако курс обучения энергоэффективности в строительстве и ЖКХ пока еще только зарождается. В Финляндии энергоэффективность является одной из ключевых тем образовательных программ в последнее десятилетие.

Положительные результаты сотрудничества

В программе проекта LENEDU были обозначены следующие основные задачи, которые решались в ходе реализации проекта: ознакомление с новыми образовательными методиками, разработка программ обучения для руководящего звена, разработка программ обучения для работников строи­тельной сферы, определение требований демонстрационного экзамена в строительной сфере. А также ознакомление с различными вариантами энергоэффективного строительства, создание концепции профессионального обучения, то есть комплексное решение для создания учебного центра, включая здание для определенного количества обучающихся, учебные контенты и требования к демонстрационному экзамену.
На заключительном семинаре участникам проекта были представлены результаты работы.
Директор НП «Строители Ленинградской области» Владимир Кобзаренко выразил благодарность за сотрудничество в реализации проекта, который помог увидеть важность обучения и повышения квалификации кадров и их влияние на повышение качества и производительность строи­тельных работ. «С этой позиции полезно было бы продолжить развитие и решение последующих задач в рамках следующей программы развития, поддерживаемой ЕС. В качестве новой задачи может быть реализация концепции современного центра профессионального обучения на территории Ленинградской области».
Представитель Союза домостроителей Финляндии, региональный директор Раймо Хови пожелал дальнейшего продолжения плодотворного сотрудничества: «Проект LENEDU дал хороший опыт взаимодействия со строителями Ленинградской области. На основании полученного опыта было бы неплохо продолжить сотрудничество в новых проектах».
Руководитель проекта LENEDU Георгий Ярута видит хорошие возможности для успешного взаимовыгодного сотрудничества: «Соглашение о сотрудничестве между Союзом строительных объединений и организаций и Союзом строительной промышленности Финляндии, которое планируется подписать в конце ноября, даст новый толчок для развития отношений на ближайшие годы также и с Ленин­градской областью».
Исполнительный директор Матти Ваа­тай­нен, представляющий ведущего парт­нера проекта LENEDU (Leadpartner), высоко оценил работу партнеров от Ленин­градской области: «Все договоренности, отчетные материалы, все совещания и семинары были спланированы и проведены на высоком профессиональном уровне и по графику. На базе проделанной работы можно уверенно начинать планирование новых проектов развития».
Задачи и направления следующей программы финансирования ENI на 2014-2020 годы будут обнародованы в начале 2015 года. Осенью того же года можно будет приступать к реализации проектов, если РФ и Финляндией будут приняты решения о финансировании.

рубрика: Достижения
автор: Виктория Седова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.