Закон очистит СРО
Правительство РФ одобрило законопроект, позволяющий вкладывать средства компенсационных фондов строительных СРО в облигации АИЖК. При этом власти смогут устанавливать требования к инвестированию и размещению денег по своему усмотрению. Закон частично ограничит свободу СРО, но зато удалит из отрасли нечестных игроков, считают эксперты.
Компенсационные фонды СРО формируются за счет уплаты вступительных и членских взносов. В пределах средств из компфонда саморегуляторы несут солидарную ответственность по обязательствам своих членов. Согласно действующему законодательству эти деньги могут быть размещены в депозитах или депозитных сертификатах в российских кредитных организациях, расходовать их можно только «для возмещения вреда третьим лицам». Как сообщил «Строительному Еженедельнику» генеральный директор СРО НП «Содружество Строителей» Сергей Жаков, российской статистике известно только несколько таких случаев, поэтому средства, как правило, остаются лежать в банках.
В рамках программы
Инициируемый Минстроем законопроект вносит поправки в действующий Градостроительный кодекс и предусматривает для СРО в сфере строительства новые возможности использования денег из компфондов. Организации смогут приобретать облигации АИЖК и облигации с залоговым обеспечением, выпущенные для финансирования приобретения инфраструктуры, построенной в рамках программы «Жилье для российской семьи». По мысли разработчиков проекта, это не только обеспечит вливания в упомянутую инфраструктуру, но и расширит возможности сохранения и увеличения фондов.
«Разработанный законопроект направлен на создание условий для размещения средств СРО в надежных кредитных организациях на принципах доходности. В нынешних социально-экономических условиях это является особенно актуальным», – подчеркнули «Строительному Еженедельнику» в Минстрое.
Помня о том, что эти деньги нужно инвестировать с оглядкой на возможные обязательства СРО, правительство обязуется установить минимальную долю средств компенсационных фондов, которые останутся лежать на банковских счетах и депозитах. Какой она будет, на данный момент неизвестно – предложения на этот счет поступают пока от самих СРО.
«В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда СРО мы предложили 70% средств этого фонда размещать в облигации ОАО «АИЖК», а 30% – в депозиты российских кредитных организаций. Причем при наступлении необходимости осуществления выплат из названных средств срок их возврата не должен превышать 10 рабочих дней», – поясняет Сергей Жаков.
Таким образом, СРО утратят возможность самостоятельно выбирать условия для размещения средств в части доходности и выбора кредитной организации, как это предусмотрено сейчас. Полномочия устанавливать требования к инвестированию и размещению денег из компфондов получит правительство.
«Саморегулируемая организация не обладает опытом квалифицированного инвестора, средства компенсационного фонда могут размещаться без соблюдения принципа разумной доходности (с минимальным доходом не ниже инфляции) или размещаться в кредитной организации, которая не отвечает признакам надежности сохранения средств. В связи с этим на практике часто возникают случаи потери саморегулируемыми организациями всех или части размещенных средств компенсационных фондов», – следует из документа, опубликованного на сайте российского правительства.
Согласно ему власти вправе устанавливать случаи, когда средства подлежат передаче в доверительное управление профессиональным управляющим компаниям. Перечень основных активов для инвестирования, его предельные объемы, а также основные принципы инвестиционной политики управляющих компаний должны быть определены после вступления законопроекта в силу.
СРО ничего не теряют
По мнению вице-президента, генерального директора НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексея Белоусова, выдвинутое предложение по инвестированию части средств компенсационных фондов СРО пойдет строительному рынку на пользу, позволив вернуть деньги, выведенные из оборота строительной отрасли.
«СРО ничего не теряют, возможно, даже смогут сохранить и увеличить свои накопления, поскольку доходность от размещения средств фондов через управляющие компании может оказаться выше, чем проценты по депозитным вкладам, предлагаемые банками. То же самое касается размещения средств в облигациях АИЖК – они также имеют высокую доходность», – считает господин Белоусов.
Эксперты полагают, что более жесткий контроль за компфондами СРО представляет опасность примерно для половины саморегулируемых организаций. В первую очередь рискуют те, кто реально не сформировал заявленный фонд или применяет рассрочки для оплаты минимального взноса в компфонд.
«Осенью 2014 года в рамках принятой большинством петербургских саморегулируемых организаций декларации «О сотрудничестве в сфере противодействия недобросовестности саморегулируемых организаций» рабочей группой, созданной самими СРО, запрашивалась информация о состоянии компенсационных фондов. Примерно треть СРО не смогли либо не захотели предоставить такие данные. Возможно, руководителям этих СРО есть что скрывать», – высказал мнение Алексей Белоусов.
Соглашаясь, что после принятия закона руководители СРО теряют прежнюю свободу в распоряжении своими фондами, эксперт видит существенный плюс в возможности очистить рынок от недобросовестных организаций. «Законопроект позволит выявить саморегулируемые организации, не имеющие компенсационных фондов, и будет дополнительным стимулом к тому, чтобы в целях сохранения своего статуса вернуть уже выведенные из них средства. Таким образом, в случае принятия законопроекта процесс формирования и размещения средств компенсационных фондов станет в высокой степени прозрачным и понятным», – резюмирует он.
По мнению Сергея Жакова, законопроект ударит в первую очередь по так называемым коммерческим СРО. «После принятия данного законопроекта они вынуждены будут уйти из отрасли саморегулирования, так как по факту у них не окажется достаточно средств для размещения в облигации АИЖК. В то же время те добросовестные СРО, которые могут пострадать в результате волны отзыва лицензий у банков, где размещены их компфонды, получат реальную альтернативу их диверсификации вместо маловероятного сценария по возврату средств компфондов, включенных в общую конкурсную массу банков-банкротов», – уверен господин Жаков.