Ненужная гарантия
Правительство РФ смягчило требования к поставщикам и подрядчикам по госконтрактам. До конца текущего года банковские гарантии в обеспечение работ становятся необязательными в большинстве случаев. Это упрощает компаниям доступ к государственным контрактам, но увеличивает риск получить неблагонадежного исполнителя.
Если раньше по закону о федеральной контрактной системе победители конкурсов или аукционов на выполнение услуг для государственных заказчиков должны были вносить в обеспечение контракта банковскую гарантию или денежный залог в размере от 10 до 30% стоимости контракта, то теперь размер обеспечения снижен до 10%. Более того, в отдельных случаях госзаказчик теперь вправе и вовсе не требовать обеспечения контракта. Перечень таких исключений будет определен отдельным постановлением правительства.
С этого года авансы по госконтрактам стоимостью свыше 1 млрд рублей могут перечисляться только на счета, открытые в Федеральном казначействе. Поэтому по таким контрактам предложено отказаться от банковских гарантий на возврат аванса. Так что банковская гарантия на возврат аванса может стать необязательной практически для всех крупных контрактов. Послабления пока рассчитаны на 2015 год, и по госконтрактам, которые должны быть исполнены до конца года, заказчик и поставщик могут договориться об изменении цены, объема работ и сроков. Госзаказчики также получат право отсрочить уплату неустоек, штрафов и пеней.
Снижение требований к гарантиям по исполнению госзаказа стало логичным шагом правительства в рамках программы антикризисных мер, считает финансовый аналитик ИК «Доходъ» Владимир Киселев. Введение санкций, ослабление рубля и повышение ключевой процентной ставки значительно ужесточило условия функционирования банковского сектора, что в конечном счете привело к удорожанию и сложности получения гарантий. «Власти рассматривают госзаказ как один из инструментов поддержки экономики, а ухудшение финансового состояния исполнителей может привести к уменьшению их количества и заморозить процесс выполнения некоторых проектов. Снижение требований упрощает компаниям доступ к государственным контрактам», – указывает господин Киселев. Обратной стороной, по его мнению, может стать риск получить неблагонадежного исполнителя, а также рост коррупции.
Отмена обязанности предоставлять банковские гарантии переложит риски неисполнения контрактов и невозврата авансового платежа на заказчика, полагает управляющий филиалом «Северо-Западный» ОАО «Банк Российский кредит» Антон Кириков. «Заказчикам придется нести дополнительные расходы, связанные с необходимостью постоянного контроля целевого расходования денежных средств, выделяемых по контрактам, что само по себе достаточно проблематично. Также придется закладывать риски неисполнения либо ненадлежащего исполнения контракта в его цену. А это может снизить маржинальный доход поставщиков и подрядчиков», – указывает банкир. С другой стороны, им не придется платить банкам комиссии за предоставление гарантий, добавляет он.
Заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) банка ВТБ – вице-президент Руслан Еременко считает, что указанные меры могут способствовать смягчению негативных экономических эффектов для ряда исполнителей госзаказа, однако обратной стороной медали будет являться снижение «комфорта» заказчика, поскольку объем негарантированных обязательств в его адрес увеличится. По мнению банкира, эффективность такого решения можно будет оценить чуть позже, но тот факт, что послабления пока будут действовать только для текущего года, дает сигнал о том, что правительство осознает риски, связанные с таким решением, и пока не готово принимать их на долговременной основе.
«Эту меру необходимо использовать не вместо, а в дополнение к рынку банковских гарантий. Тогда снижение доходов банков не будет значительным, а соответствующий сегмент рынка получит необходимую в кризис гибкость», – отмечает старший вице-президент, руководителя службы кредитования БФА-Банка Юрий Манулис.