Доходы не гарантированы

Банковские гарантии становятся востребованным финансовым продуктом в текущих экономических условиях. Но с отменой гарантий по государственным контрактам банки могут лишиться внушительной части клиентов.

 

Большинство крупных компаний требуют от своих поставщиков гарантий исполнения договорных обязательств, и в текущих условиях роль банковской гарантии как инструмента, который может обеспечить безопасность сделки, только возрастает. Рынок банковских гарантий существенно вырос за последние годы. Сегодня этот сегмент оценивается на уровне 5,3-6,3 трлн рублей, а на Санкт-Петербург может приходиться 10% этого объема, оценивает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
В текущих условиях банковские гарантии становятся одним из самых востребованных банковских продуктов со стороны клиентов – юридических лиц, отмечает управляющий филиалом «Северо-Западный» ОАО «Банк Российский кредит» Антон Кириков. «С резким повышением ключевой ставки рост рынка кредитования довольно ощутимо замедлился, и многие банки в поисках доходов оптимизировали свои программы по банковским гарантиям, сделав их достаточно привлекательными для клиентов», – говорит он. Правда, добавляет, что одновременно увеличились требования к потенциальным клиентам – получателям гарантий.
«Это важная линия бизнеса для ВТБ, которая дает значительную часть доходов транз­акционного бизнеса», рассказывает заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ) банка ВТБ – вице-президент Руслан Еременко. В частности, в 2014 году в СЗРЦ ВТБ среднегодовой объем гарантийного портфеля составил 80,4 млрд рублей. По словам Юрия Манулиса, старшего вице-президента, руководителя службы кредитования БФА-Банка, только за 2014 год объем предоставленных гарантий в банке почти удвоился (доля гарантий в кредитном портфеле составляет около 15%). Достаточно большим спросом, по словам банкира, пользуются гарантии низкого риска, такие как гарантии возврата НДС или в качестве обеспечения учас­тия в конкурсе, где главный риск – операционный. Однако основная доля гарантий, на которые есть спрос, приходится на гарантии исполнения контракта и возврата авансового платежа, подчеркивает господин Манулис.
До последнего времени банковскими гарантиями было обеспечено более 80% госконт­рактов. Учитывая объемы этого рынка, правительство предпринимало различные шаги, чтобы сделать его прозрачным, избавиться от серых схем. Так, с 1 января 2014 года вступил в силу новый закон о госзакупках (44-ФЗ), согласно которому выдачу гарантий могут осуществлять банки, имеющие собственный капитал не менее 1 млрд рублей (выдавать банковские гарантии могут только банки, включенные в перечень Минфина, порядка 25% всех российских банков). Кроме того, с 1 апреля 2014 года появился единый реестр, куда российские банки обязаны передавать сведения о выданных гарантиях. Данные обо всех выданных гарантиях начали размещаться на официальном сайте zakupki.gov.ru, что значительно упростило процедуру подтверждения подлинности.
Теперь же в рамках антикризиных мер государство, напротив, снижает требования к поставщикам, делая гарантии зачастую необязательными. Учитывая реалии рынка, эта мера оправданна, хотя при этом классические банковские функции перераспределяются на другие структуры, например такие как Федеральное казначейство, отмечает господин Манулис. «С одной стороны, увеличивается угроза неполучения финансирования по приемлемой цене для принципалов, а с другой стороны, учащаются случаи обращения бенефициаров за выплатой по гарантиям вследствие злоупотребления своими правами. Особенно часты такие прецеденты в строительстве, прежде всего энергетическом и инфраструктурном. Поэтому для покрытия рисков банков стоимость гарантий стала расти», – говорит он.
По словам господина Кирикова, смягчение требований по госконтрактам и отмена гарантий снизят комиссионные доходы, получаемые банками. А господин Еременко добавляет, что это может повлиять и на объем гарантийных портфелей участников рынка.
Доля государственных банков на рынке гарантий по госконт­рактам составляет более 60% и только за последний год выросла почти на 10 процентных пунктов, подсчитал Антон Сороко. Правительство прилагает усилия, чтобы снизить порог на этот рынок для небольших кредитных учреждений, что, собственно, выливается в такие решения, однако повышение доли госбанков продолжится, считает он.

рубрика: Банки
автор: Вероника Маслова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.