Заморозка лизинга
Рынок лизинга строительной техники «штормит». В течение 2014 года количество сделок постепенно снижалось. В ноябре и декабре был отмечен ажиотажный спрос. Нынешний же год начался с падения показателей по количеству совершенных сделок.
Падение строительного рынка потянуло за собой ряд смежных областей экономики, в том числе и лизинг спецтехники.
По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», на российском рынке доля строительной техники в объеме нового бизнеса (стоимости имущества) за 2014 год составила 9,7% (годом ранее – около 9%). Однако, несмотря на рост доли, в стоимостном выражении данный сегмент сократился с 71 млрд до 66 млрд рублей.
«Причиной сокращения лизинговых сделок стало проявление кризисных явлений в строительной отрасли, что негативно отразилось на платежеспособности девелоперов», – рассказал ведущий эксперт по банковским рейтингам «Эксперт РА» (RAEX) Руслан Коршунов.
В то же время в компании CARCADE сообщили, что в стоимостном выражении объем рынка Северо-Запада за последние два года кардинально не изменился. «Примерная оценка нового лизингового бизнеса (стоимость переданных клиентам предметов лизинга за определенный период, без НДС – прим. ред.) в сегменте строительной техники в регионах Северо-Западного федерального округа в 2014 году – 11-13 млрд рублей (в целом соответствует уровню 2013 года)», – отметил генеральный директор компании Алексей Смирнов.
Снижение спроса на строительную и дорожно-строительную технику происходило в течение всего 2014 года. Спасительным для лизинговых компаний стал конец года: количество приобретаемой новой спецтехники возросло в разы.
«Объем сделок в эти месяцы до двух раз превысил среднегодовое заключение сделок. Всего за 2014 год компания передала в лизинг спецтехники на сумму более 5,2 млрд рублей, в том числе в Петербурге и Ленинградской области на сумму более 900 млн рублей», – сообщил начальник отдела маркетинга группы компаний «Балтийский лизинг» Евгений Колесов.
Специалист рассказал, что полной противоположностью концу года получился январь текущего. Спрос существенно снизился. Причины тому и в высокой стоимости новой техники, и в традиционно низком спросе в начале года, и в повысившихся ставках по финансированию.
Снижение объемов приобретаемой в лизинг строительной техники отметил и директор Северо-Западного регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Мурат Сатаев. При этом он уверен, что пока главный вызов – это складывающаяся ситуация неопределенности.
Спад на рынке констатируют и страховщики, без которых осуществить сделку лизинга законодательно невозможно. Уменьшение объемов страхования объектов в лизинге с конца прошлого года подтвердили в Северо-Западном дивизионе «Ренессанс страхование», филиале компании «Росгосстрах» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, филиале ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге.
В ситуации снижения спроса некоторые лизингодатели начали обращать более пристальное внимание на работу с бывшей в употреблении техникой.
С конца прошлого года рост популярности техники отечественного производства и бывшей в употреблении техники иностранного производства возрастом до трех лет фиксируют в ОАО «ВЭБ-лизинг».
В конце года большинство лизингодателей в ответ на изменение ключевой ставки ЦБ РФ и пересмотр банками ставок по уже заключенным договорам вынуждены были повысить ставки удорожания по лизингу спецтехники.
«По нашим оценкам, среднее удорожание по лизингу строительной техники в настоящее время составляет 30-35%. В течение последних двух лет средние значения ставки незначительно варьировались, но начиная с IV квартала 2014 года цена лизинга увеличилась на 5-6 процентных пунктов», – прокомментировал Алексей Смирнов.
О повышении ставок в компании с декабря 2014 года рассказал заместитель генерального директора ОАО «ВЭБ-лизинг» Алексей Сичинава. «Сейчас средняя ставка удорожания по лизингу спецтехники составляет порядка 12-15%, ранее она составляла 7-9%. Чем больше в структуре финансирования лизинговой компании доля собственных средств, тем более выгодные условия они могут предложить клиентам. В нынешних экономических условиях увереннее всего себя чувствуют крупнейшие лизинговые компании», – отметил бизнесмен.
Впрочем, есть компании, у которых ставка удорожания поменьше. Так, в ООО «Сибирская лизинговая компания» она составляет 8-9%. Начальник отдела маркетинга компании Александр Лысенко объяснил это тем, что они работают со средним и крупным бизнесом, устойчивыми предприятиями, где риски минимальны, поэтому и стоимость лизинга существенно ниже.
Руслан Коршунов считает, что удорожание кредитов сильно урежет аппетиты лизинговых компаний в текущем году: «По данным анкетирования рынка лизинга за 2014 год, некоторые компании открыто говорят о том, что будут вынуждены уйти с рынка или продать свои портфели, если ситуация с заемными ресурсами не изменится в лучшую сторону».
Мнение:
Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE:
– Драйверы сегмента – жилищное строительство и строительство крупных инфраструктурных объектов. С учетом общего экономического спада, а также специфических проблем строительной отрасли, которые актуализировались на рубеже 2014-2015 годов (большой уровень закредитованности строительных компаний, падение ипотечных продаж, снижение ставок по аренде площадей), можно предположить, что строители сосредоточатся прежде всего на завершении уже начатых проектов.