ЖКХ нужна ясная программа действий
Государственные программы, реализуемые в сфере ЖКХ, согласно официальной статистике, в Петербурге осуществляются достаточно эффективно. В то же время среди реальных проблем отрасли эксперты называют отсутствие конкретики в законодательных актах, низкое качество капремонтов, задержки сроков расселения аварийных домов.
В рамках XI Международной специализированной выставки «ЖКХ России», проходящей в Петербурге, состоялась конференция «Капитальный ремонт МКД. Вопросы лицензирования УК».
Законодательство без конкретики
О системных проблемах при реализации региональных программ капитального ремонта, расселения аварийных зданий, лицензирования УК МКД рассказал Павел Созинов, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни».
Он прокомментировал ряд последних федеральных законодательных инициатив, касающихся сферы ЖКХ. В частности, поправками в Жилищный кодекс предполагается передать функции по методическому обеспечению региональных операторов по капремонтам в ведение Министерства строительства и ЖКХ, с тем чтобы министерство своими постановлениями регулировало их деятельность. «Речь идет о регламенте назначения руководителей операторов, их квалификации и финансовом контроле. Идея, конечно, правильная, но при этом нас опять уводят от конкретного обсуждения проблем в дебри бюрократических проволочек. Безусловно, поправки в Жилищный кодекс необходимы и должны носить рамочный характер, но первоначально методическое обеспечение деятельности региональных операторов нужно собрать в концепцию, в единую систему, а уже потом вносить поправки в законы, – считает Павел Созинов. – Пока же нам говорят: давайте передадим функционал в Минстрой, а там разберутся. Закономерный вопрос: когда разберутся? Разве это серьезное исполнение поручений президента? И где здесь общественный контроль?».
Павел Созинов отметил, что Общероссийский Народный Фронт в Петербурге осуществляет мониторинг исполнения «майских» указов президента РФ Владимира Путина и решений II Форума действий. Говоря о программе расселения аварийных зданий в Петербурге, он рассказал, что данная программа с точки зрения контрольных цифр реализуется достаточно эффективно, однако есть ряд существенных замечаний от горожан. «Силами штаба ОНФ и рабочей группы проводится мониторинг и осуществлен ряд выездных проверок аварийных объектов, – сообщил Павел Созинов. – Среди выявленных проблем – задержка сроков расселения домов (по некоторым объектам расселение идет по несколько лет), здания не находятся под надлежащим контролем. Мы выявили случаи заселения их мигрантами, сдачи «теневыми» управляющими компаниями в аренду. Впрочем, эта ситуация характерна не только для Петербурга.
Многие жители недовольны предоставляемыми им помещениями под расселение и тем, что они находятся в удаленных районах. Это является травмирующим фактором, особенно для жителей старшего возраста. Есть замечания к качеству этих объектов».
К сожалению, федеральное законодательство не говорит о том, что необходимо улучшить качество жизни переселяемых граждан. «Обычная практика, когда из аварийной коммунальной квартиры граждане переселяются опять же в коммунальную квартиру. Город снова прирастает «коммуналками», причем во вновь возводимом жилом фонде, что совсем уже нонсенс», – подчеркнул Павел Созинов.
Касаясь программы капитального ремонта, руководитель рабочей группы «Качество повседневной жизни» отметил, что на сегодняшний момент программа исполняется в целом достаточно высокими темпами, однако тарифы, на которые опирается Фонд капитального ремонта, не являются экономически обоснованными. Отмечается низкое качество капитального ремонта, причем проблема заключается в методологии, заложенной в основу капитального ремонта. «Зачастую не проводится инструментальное обследование зданий, и многие технические паспорта зданий не соответствуют действительности. Сегодняшняя программа капремонта опирается скорее на финансовые возможности города и Фонда по расходованию средств, но не на реальную ситуацию с капитальным ремонтом домов», – сказал Павел Созинов.
Переход на лицензирование
По мнению Павла Созинова, также не выдерживаются сроки лицензирования управляющих компаний, и аттестация специалистов компаний зачастую носит формальный характер.
Противоположную трактовку лицензирования управляющих компаний дал в ходе конференции заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Петербурга Юрий Кузин. По мнению чиновника, для управляющих компаний, добросовестно обслуживающих жилищный фонд, процесс перехода от государственного жилищного надзора к лицензионному контролю пройдет «практически незаметно», несмотря на введение серьезных штрафных санкций.
«В Петербурге процесс лицензирования УК серьезных волнений пока не вызывает, – считает Юрий Кузин. – Компании, обслуживающие около 90% городского жилищного фонда, уже подали заявки на лицензирование. С 1 мая 2015 года деятельность управляющих компаний, не получивших лицензию, становится незаконной. Мы мониторим ситуацию по домам, которые могут остаться без управления».