Законы в сфере ЖКХ будут шлифоваться
Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области играет все более важную роль в регулировании деятельности управляющих компаний, заявил глава комитета Сергей Кузьмин.
Об этом свидетельствует резкое улучшение исполнительской дисциплины участников этого рынка: число исполненных предписаний комитета выросло за 2015 год в два раза. При этом обращений от жителей поступило на 25% больше.
Со спецсчета в «котел» и обратно
Уровень собираемости платежей за капремонт в Ленобласти с самого начала их сбора (с мая 2014 года) составляет порядка 77% (в 2015 году это около 2 млрд рублей из плановых 2,8 млрд). Львиная доля средств аккумулируется на так называемом котловом счете регионального оператора – областного Фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Как сообщили в Комитете жилищного надзора, на старте сбора средств на капремонт многие собственники предпочли аккумулировать деньги на спецсчете. Однако со временем владельцы спецсчетов убедились в том, что их возможности ощутимо меньше, чем при уплате взносов «в общий котел». «Сейчас мы наблюдаем устойчивую тенденцию к переходу на «котловой» способ, когда есть возможность при необходимости капитального ремонта конкретного дома получать финансовую подпитку (если собраны соответствующие документы) с «котлового» счета», – прокомментировал Сергей Робул, первый заместитель председателя комитета.
Со своей стороны, Сергей Кузьмин напомнил, что сегодня законодатель предусмотрел четыре способа накопления средств: «котловой» способ у регионального оператора, спецсчет у регионального оператора, спецсчет собственников дома и спецсчет управляющей компании (только на финансирование капитального ремонта!). Однако если переход со спецсчета на «котловой» способ по законодательству возможен за один месяц, то обратная процедура растягивается на два года (если иное не предусмотрено региональным законодательством). По словам чиновника, сегодня в комитет поступают просьбы от части собственников жилья (например, в Коммунаре) об ускорении перехода на спецсчет. «Мы уже подготовили предложения об уменьшении этого срока до полугода-года», – сообщил Сергей Кузьмин.
Одновременно комитет отрабатывает обращения жителей Ленобласти о переносе сроков самого капитального ремонта их дома – механизм уже отработан, закреплен постановлением областного правительства.
Стоит отметить, что сложности со сбором средств на капремонт связаны преимущественно с нежеланием участвовать в этом процессе жильцов домов, которые находятся в практически аварийном состоянии, но официально таковыми не признаны. «Региональный оператор ведет учет всех неплательщиков, и сегодня у них появилась возможность комфортного погашения задолженности по взносам на капремонт. В случае неуплаты взносов в течение года начиная с текущего месяца должник имеет право добавлять к плановому платежу 1/12 накопившегося долга вплоть до полного погашения. Такой нормативный документ Фондом капитального ремонта уже издан и вступил в силу», – рассказал Сергей Кузьмин.
Лицензия против двойных платежек
Одним из наиболее важных направлений деятельности профильного комитета в последние полтора года было лицензирование управляющих компаний в сфере ЖКХ. На сегодня в Ленинградской области лицензии выданы 316 компаниям, 48 ранее действовавшим УК в лицензии отказано в основном по причине несоблюдения стандарта раскрытия информации. «Любой житель может зайти на сайт комитета в раздел «Лицензирование», найти свой дом, увидеть, какая управляющая компания за его состояние отвечает, и смело платить только этой УК. Платежные квитанции от других организаций, претендующих на управление этим жилым домом, можно смело выбрасывать», – заявил глава надзорного комитета, приведя в пример ситуации в Новом Девяткино, Шлиссельбурге, где жильцы ряда домов получали «двойные платежки».
К слову, хотя лицензия не имеет ограничений по сроку действия, УК может ее лишиться, если в течение года потеряет более 15% от управляемого фонда. А это может произойти по решению мирового судьи при повторном неисполнении предписаний Комитета жилищного надзора об устранении выявленных нарушений. Основание для лишения лицензии – и отсутствие по каким-либо причинам в руководстве УК управленцев с квалификационным аттестатом (в отличие от лицензии он должен подтверждаться раз в пять лет). Однако, уточнили в Комитете жилищного надзора, собственники жилья могут решением общего собрания наложить вето на решение надзорного органа об исключении их дома из жилфонда, управляемого данной УК.
Как подчеркнул Сергей Кузьмин со ссылкой на министра строительства, ЖКХ и транспорта Михаила Меня, законодательство в сфере ЖКХ в ближайшее время не претерпит изменений – оно будет только «шлифоваться». В том числе в направлении ужесточения ответственности за нарушения.
Штрафы в рост
Так, совсем недавно в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилось несколько новых статей, напрямую регулирующих отношения в сфере управления жилым фондом.
В скором времени «достаточно массовой», по словам заместителя председателя Комитета государственного жилищного надзора и контроля Кирилла Салмина, станет статья КоАП, предусматривающая ответственность (в виде штрафа до 200 тыс. рублей) за неразмещение управляющей компанией информации о своей деятельности в системе ГИС ЖКХ. Еще одна новая статья КоАП регламентирует ответственность за злонамеренную непередачу технической документации: для юридического лица штрафные санкции составляют до 200 тыс. рублей, для должностных лиц – до 40 тыс. рублей.
Неисполнение предписания органа жилищного надзора может повлечь штраф до 300 тыс. рублей; до 250 тыс. рублей – нарушение правил предпринимательской деятельности и лицензионных требований. «Изменения в КоАП достаточно сильно будут стимулировать недобросовестных исполнителей», –
резюмировал Кирилл Салмин.