Владимир Кобзаренко: «Снижение себестоимости строительства – основа конкурентоспособности»

Саморегулируемые организации строительной отрасли продолжают активную подготовку к главному событию в отрасли в 2016 году – Государственному совету по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности Российской Федерации», который состоится в апреле.  


О вопросах, которые необходимо обсудить в рамках Госсовета, рассказал нашему изданию директор Ассоциации «СРО «Строители Ленинградской области» Владимир Кобзаренко.

Суть реформ

Заседание Госсовета будет проходить в непростое время для отрасли и экономики страны в целом, поэтому совершенствование и реформирование строи­тельной отрасли станет главной из обсуждаемых тем.
Профессиональное сообщество, ветераны отрасли надеются на выработку стратегического направления, описываемого в специальных средствах массовой информации в координатах «развитие – устойчивость – стабильность», что включает в себя: формирование свода отраслевого законодательства (то есть сведение во­едино всех терминов, понятий, требований, норм и правил); четкое и детальное закрепление полномочий, прав, обязанностей и ответственности за участниками профессионального сообщества нормативами; закрепление определенных технологий и их кодификаций в качестве источника информации для выполнения работ; переход на укрупненные сметы; запрет на использование в любом хозяйствовании объектов основных средств (зданий и со­оружений) с повышенным (то есть сверхнормативным) фактическим износом.

Государство-муниципалитет и не business, а «дѣло»

На протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем, как финансовая система РФ формируется за счет внешних средств (денег). Постепенно туда перетекает и контроль за экономикой поселений, районов страны в части прав собственности. Причина тому – зависимость от внешних факторов, открытость финансового рынка РФ и доминирование нерезидентов в экономике РФ.
Нивелировать это обстоятельство может создание условий для выхода экономики на траекторию устойчивого роста за счет государственной политики программно-целевого стратегического управления. Это позволит комплексно и точно понимать, где и как наращивать производство или создавать новый промышленный кластер.
Обеспечение суверенитета финансово-экономической системы страны позволит восстановить рост производства базовых отраслей экономики.
Необходимо перенять опыт отдельных стран мира, где сегодня действуют в реальном выражении нулевые процентные ставки (и даже отрицательные). Все эти страны встали на новую длинную волну роста. Фактически у них действует безграничная кредитная экспансия, а инфляции нет, зато происходит невиданное по скорости за всю эру существования человечества освоение новых технологий с использованием нано- и микроуровней.
Подобное необходимо реализовать и нам, но внести свой накопленный десятилетиями опыт структурного стратегического управления, используя механизмы частно-государственного партнерства.
Строительству нужны доступные дешевые кредитные ресурсы с использованием принципиально иных инструментов их расширения путем создания системы отраслевого кредитования экономики с контролем за целевым использованием средств. Целевой контроль позволит восполнить оборотный капитал, загрузить простаивающие производственные мощности и тем самым увеличить эффективность строительного производства, искоренить проблему обманутых дольщиков.
Отдельной строкой необходимо отметить, что назрел вопрос переформа­тирования «частно-государственного» в «государственно-муниципально-частное партнерство» с четким регламентом взаимодействия.
Влияние государственно-муниципально-частного партнерства необходимо распространить и на действующую систему ценообразования в строительстве, что позволит реализовать качественный скачок производительности труда в строительном производстве и снизить его себестоимость.
Можно смело утверждать, что снижение себестоимости строительного производства – основа конкурентоспособности российской экономики.

Совершенствование сметно-нормативной базы

Урегулирование вопросов снижения себестоимости возможно осуществить только путем усовершенствования существующей сметно-нормативной базы. Разговоры и обсуждение перехода на ресурсный метод расчетов стоимости уже радуют.
Предлагается ввести непосредственное нормативное регулирование сметного ценообразования с целью создания единой государственной системы нормирования строительного производства (должна быть создана федеральная система разработки, учета, обновления, хранения и использования нормативной информации в строительстве, основанная на рыночных правилах и действующем законодательстве).
Принципы нормирования необходимо закрепить в новой редакции Градостроительного кодекса РФ (в ст. 2 «Основные принципы законодательства о градострои­тельной деятельности») и расширить его толкование подзаконными актами, принимаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере строительства.
До настоящего времени все предлагавшиеся версии изменений (поправок) в Градостроительный кодекс РФ в части, касающейся саморегулирования в строительстве, не в полной мере удовлетворяют сложившимся потребностям улучшения правового регулирования деятельности СРО. Эти поправки должны содержать изменения, в достаточной мере определяю­щие приоритеты и направления организационной деятельности уполномоченного органа исполнительной власти (Ростехнадзор), НОСТРОЙ и СРО, а также систему их взаимодействия с конечной целью – повышение качества строительного производства.

Эффективный контроль

Ограничение полномочий статусных ассоциаций (союзов) в части ведения конт­роля за деятельностью своих членов, дублирование этих функций с органами исполнительной власти приводят к тому, что деятельность их вынужденно сводится к созданию организации, лишь формально отвечающей за допуск хозяйствующих субъектов на рынок, причем все полномочия по регулированию рынка сохраняются в компетенции органов исполнительной власти.
Итогом данной ситуации является низкая эффективность контроля статусных ассоциаций (союзов) за соблюдением ее членами установленных требований. Формально функции по контролю за деятельностью участников рынка осуществляются во всех организациях – членах НОСТРОЙ, однако контроль зачастую сводится лишь к проверке исполнения ряда формальных требований законодательства или попросту проверке наличия определенного набора документов. Причем при наличии обязательного членства субъектов строительной деятельности в СРО государство не всегда отказывается от осуществления прямого контроля (надзора) за членами такой СРО. Конт­рольные полномочия саморегулируемых организаций в таком случае являются дублирующими по отношению к государственным полномочиям.
Эффективная реализация контрольных полномочий возможна только в случае четкого разделения предметов государственного контроля (надзора) и контроля со стороны ассоциаций (союзов), имею­щих статус саморегулируемых орга­низаций.
Кроме того, в действующем законодательстве не учтена в полной мере основа создания, цель и предмет деятельности сорегулирования, не предусмотрена передача статусным ассоциациям (союзам) отдельных полномочий, например по надзору за целевым использованием средств дольщиков или над производством работ в жилищном строительстве.
Решение данной задачи позволит в полной мере устранить проблему обманутых дольщиков на территории России. Это связано с тем, что только такие ассоциа­ции (союзы) могут реально установить меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил, установить запрет на осуществление деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, препятствовать недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, а также деловой репутации как самого члена, так и деловой репутации саморегулируемой орга­низации.

рубрика: Точка зрения
автор: Ольга Фельдман
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.