Кадры для кластера
Правительство Петербурга планирует создать отраслевой кластер «Развитие транспортной инфраструктуры», объединяющий предприятия отрасли и образовательные структуры.
Одной из основных функций кластера станет «обеспечение трудовыми ресурсами необходимой квалификации предприятий отрасли в требуемом количестве».
На прошлой неделе в выставочном комплексе «Ленэкспо» состоялась научно-практическая конференция Комитета по развитию транспортной инфраструктуры «Потребность в кадрах в сфере развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга: особенности технологии государственного регулирования регионального рынка труда». В рамках мероприятия участниками были озвучены предложения по подготовке и формированию кадрового резерва дорожно-строительной отрасли, а также повышению существующих и разработке новых профессиональных стандартов среди работников отрасли.
Научный подход
С основным докладом на конференции выступил председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин. По его словам, в настоящее время в дорожной отрасли города задействованы 30 622 человека, из них 29 038 человек трудятся в частном секторе. Дефицит в кадрах при этом составляет более 13 тыс. человек. Причем наиболее острая потребность в работниках со средним профессиональным образованием. Дополнительная потребность в сотрудниках с высшим образованием всего лишь 1600 человек, в то время как со средним – более 11 тыс.
По мнению Сергея Харлашкина, система профессионального образования, обеспечивающая кадрами отрасль, должна иметь научно обоснованный и статистически выверенный прогноз потребности в кадрах предприятий отрасли. Так, в ближайшее время в Петербурге необходимо сформировать перечень основных городских предприятий, проанализировать данные о вакантных рабочих местах, запросить у Комитета по науке и Комитета по образованию данные о количестве трудоустроенных выпускников по специальностям, необходимым в отрасли.
Взаимодействие с вузами и средними специальными образовательными учреждениями уже ведется. В 2015 году учебную и производственную практику в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры и подведомственных учреждениях прошли более 60 человек (29 человек – в самом КРТИ, 36 – на подведомственных предприятиях).
Соглашение о сотрудничестве заключено с Северо-Западным институтом управления Академии народного хозяйства при Президенте РФ, Государственным архитектурно-строительным университетом, Национальным минерально-сырьевым университетом «Горный», Санкт-Петербургским государственным университетом путей сообщения.
В рамках «патентного поиска» по запросам комитета высшими учебными заведениями были представлены 39 изобретений в области дорожного и железнодорожного строительства, 19 из которых представляют практический интерес и могут быть использованы в сфере развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. «Например, такие разработки, как трамвайный путь на бетонном основании, способ изготовления системы верхнего строения пути, противораспорная прокладка для рельсов железнодорожного пути и др. Комитет проводит работу по изучению перспективы возможного применения данных патентов для государственных нужд Петербурга, а также технической и экономической целесообразности такого применения», – заявил председатель комитета.
Объединяя опыт
Завершая свое выступление, Сергей Харлашкин предложил создать отраслевой кластер «Развитие транспортной инфраструктуры». «Отраслевой кластер – совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, научных и научно-исследовательских учреждений, отраслевых государственных предприятий и бизнес-сообщества, некоммерческих общественных организаций, СРО, государственных органов власти, объединенных общей целью развития отрасли, – рассказал Сергей Харлашкин. – К примеру, в кластер могут войти такие учебные заведения, как Университет путей сообщения и Архитектурно-строительный университет. Это поможет обеспечить компании квалифицированными специалистами».
Организационно-правовая форма кластера видится его создателям как некоммерческое партнерство или саморегулируемая организация с представительством в ее управляющих органах Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга. Для работы кластера планируется создать управляющую компанию, его финансирование осуществлять за счет собственных средств участников кластера, а также федерального субсидирования.
Мнение:
Кирилл Иванов, директор НП «РОССО-ДОРМОСТ»:
– Сложно говорить о кадровых проблемах, когда ситуация в отрасли дорожного строительства плачевна. Львиная доля компаний либо ушли с рынка, либо находятся в предбанкротном состоянии. Примерно 38% бизнес-единиц в сфере дорожного строительства покинули рынок. Более того, 27% компаний находятся в предбанкротной коме. В настоящее время из 28 крупнейших генподрядных дорожных предприятий на рынке осталось только четыре.