Новый взгляд на старые вещи

В Государственную думу внесен проект закона
«Об оптимизации условий совершения сделок жилищной ипотеки». По словам его разработчиков, они не совершают революций,
а прислушиваются к мнению профессионалов рынка и методично чистят законы в соответствии с требованиями практики их применения.

В пояснении к новому законопроекту, который внесен в Госдуму партией «Развитие предпринимательства», говорится, что ипотека – это сложный финансовый механизм, эффективно работающий только в том случае, если в нем сбалансированы интересы всех участников рынка. К сожалению, первым, интересы кого нарушаются, является заемщик-залогодатель.

Ипотека в проигрыше

В случае прямой покупки квартиры стоимостью, например, 2 млн рублей, в федеральный бюджет в виде налогов и иных платежей поступает 1,7% от стоимости жилья, а в случае покупки в кредит – 39% от стоимости жилья. Такая существенная разница следует из присущего ипотеке требования прозрачности доходов заемщика. Государство, казалось бы, должно быть заинтересовано в легализации доходов граждан, а значит, и в развитии жилищной ипотеки, однако на практике этого не видно. Только за оформление кредита и покупку жилья в кредит, по мнению разработчиков нового законопроекта, заемщик, помимо выплаты процентов по кредиту, вынужден будет заплатить в рассматриваемом примере 200 тыс. рублей, что составляет 10% от стоимости жилья, или 14% от величины кредита.
Такая ситуация делает ипотечное кредитование неконкурентоспособным по сравнению с другими схемами приобретения жилья. Новый законопроект предлагает изменить ст. 212 Налогового кодекса: из облагаемого налогом дохода налогоплательщика, полученного от экономии за пользование заемными средствами, исключить сумму кредита по жилищным ипотечным займам, израсходованным на новое строительство или приобретение дома или квартиры. Эта поправка касается в первую очередь слоев населения с невысокими доходами, которые по региональным социальным программам получают кредиты или займы на приобретение или строительство жилья под льготные процентные ставки.

Поход против нотариусов

Кроме того, предлагается увеличить налоговый вычет из налогооблагаемой базы дохода от продажи объектов недвижимости или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, с 1 млн рублей до
3 млн 600 тыс. рублей. А имущественный налоговый вычет из налогооблагаемой базы гражданам, приобретающим или строящим жилье, в том числе с помощью ипотечного кредита, предлагается увеличить вдвое, с 600 тыс. рублей до 1 млн 200 тыс. рублей.
Новый законопроект предлагает также изъять нотариальное оформление сделок с недвижимостью при ипотеке. По мнению разработчиков, эта необходимость возникла как попытка защитить права участников таких сделок в условиях отсутствия системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Существующая на сегодня государственная пошлина за обязательное нотариальное удостоверение договора ипотеки (1,5% от стоимости сделки) сопоставима с величиной суммарной платы за страхование закладываемого недвижимого имущества, страхование жизни и здоровья заемщика и страхование возможности потери права собственности на закладываемое имущество, хотя и не обеспечивает никаких сопоставимых со страхованием гарантий.
Сохранение этой нормы, считают авторы нового законопроекта, при наличии действующей единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является правовым анахронизмом.
Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в Госдуме летом или в начале осени 2003 года. Но в прогнозах по поводу скорого его принятия разработчики осторожны: многое будет зависеть от позиции правительства, в частности, Министерства финансов.

Автор: Андрей Теплоухов
рубрика: Рынок жилья
Подписывайтесь на нас:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.