Внешний вид в зеленом ракурсе
Жилье, расположенное рядом с зеленым массивом, традиционно считается более привлекательным, чем аналогичное по параметрам, но не имеющее вида на парковую зону. В последние годы стали появляться проекты, где девелоперы создают за свой счет парки и скверы.
Уровень благоустройства – один из первых признаков, по которым определяется класс всего жилого комплекса. Именно внешний вид придомовой территории создает первое впечатление у будущих покупателей. Поэтому создание красивой и благоустроенной среды всегда в интересах застройщиков, особенно тех, кто работает в сегментах недвижимости выше класса эконом. И естественно, что чем выше класс объекта, тем реже застройщики ограничиваются минимумом, определенным градостроительными нормами.
Проект, который реализуется рядом с зеленой зоной, парком или сквером, изначально оказывается в более выгодном положении, чем его «безлесые собратья». «Вид на парк или любую другую зеленую зону входит в топ-3 желаемых критериев, которым должно соответствовать, по мнению покупателей, комфортное жилье», – рассказал Петр Буслов, руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб».
«Примеры на рынке недвижимости имеются. Так, после создания парка напротив строящегося жилого комплекса в Кудрово привлекательность данного проекта для покупателей увеличилась», – приводит пример господин Буслов.
Аналитики компании «Лемминкяйнен» полагают, что расположение дома в шаговой доступности от зеленых зон в большинстве случаев является конкурентным преимуществом объекта. Зеленые зоны привлекательны в качестве территорий для прогулок. Кроме того, они формируют видовые характеристики объекта – панораму, которая открывается из окон жилого комплекса. «Примеры, когда девелопер создает зеленую зону самостоятельно, есть, хотя они и немногочисленны. Обычно речь идет об озеленении внутреннего двора. Что касается проектов эконом-класса, то озеленение в большинстве случаев осуществляется согласно нормативам. В проектах бизнес-класса и элитных домах застройщики могут дополнить свой объект авторским ландшафтным дизайном, созданием особых зеленых зон», – уточняют в компании.
Леонид Кузнецов, директор по строительству ЗАО «Строительный трест», продолжает: «В жилом комплексе «Капитал» в Кудрово «Строительный трест» совместно с партнерами (компанией «Отделстрой» – прим. ред.) создал парк с велосипедными и прогулочными дорожками, пляжной зоной, игровой площадкой. В коттеджном поселке «Сад времени» в Петергофе посадил более 300 деревьев и несколько тысяч кустарников, выполнив комплексное благоустройство территории вокруг пруда Бауш. Мы считаем, что такие элементы благоустройства повышают привлекательность проекта, делают его более современным и востребованным».
«Естественно, расположение рядом с парковой зоной повышает привлекательность проекта для покупателя и влияет на продажи жилья. Влияние именно зеленой зоны оценить сложно, так как действует совокупность факторов, в том числе и качество, и цена.
Покупатели становятся более требовательными, и девелоперы, особенно жилых проектов высокого класса, предусматривают различные «фишки» для привлечения внимания к проекту: ландшафтный дизайн с редкими породами деревьев, фонтаны, пруды, мини-гольф и проч.
Как правило, на начальной стадии все проекты позиционируются с каким-либо благоустройством, которое, правда, не всегда исполняется в обещанном виде после сдачи дома в эксплуатацию», – резюмирует Мария Дворецкая, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге.
Мнение:
Любава Пряникова, старший консультант департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге:
– Объемы озеленения комплексов регламентируются нормативами, но с целью усиления привлекательности объекта застройщики могут увеличивать объем озеленения территории комплекса. Создание общественных пространств и парков за пределами ЖК требует решения ряда вопросов. В частности, на чьей земле будет создаваться новый парк, кто будет им управлять впоследствии и т. д.