На рынке теплоизоляции повеяло холодом

Объем рынка теплоизоляции СЗФО по итогам 2014 года составил около 5 млн куб. м, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 10%. Представители отрасли говорят, что общее снижение объемов строительства напрямую сказывается на этом сегменте, и констатируют уменьшение спроса на теплоизоляционные материалы.

 

Кирилл Иванов, коммерческий директор компании «Пеноплэкс», рассказал, что наблюдается сокращение потребления во всех сегментах теплоизоляции. Он связывает это с тем, что часть инвестиционных проектов отложена, поэтому спрос на теплоизоляцию уменьшается.
«По нашим оценкам, объем рынка теплоизоляции СЗФО в 2014 году составил около 5 млн куб. м. Он вырос на 10% по равнению с 2013 годом», – подсчитал господин Иванов.
Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегическому планированию компании Rockwool Russia, также подтвердила, что по итогам 2014 года наблюдался небольшой рост произведенных и потреб­ленных теплоизоляционных материалов. Она констатировала, что из-за снижения строительной активности идет обострение борьбы за клиентов. При этом она добавила, что пока завод в Выборге, работающий на рынок Петербурга и Ленобласти, объемы производства не снижает и загружен заказами в полную силу.

Вата лидирует

Ирина Садчикова прокомментировала, что наибольшее потребление теплоизоляционных материалов приходится на сегмент минеральной ваты, куда входит и каменная вата. «Повышенный спрос на каменную вату определяется ее основными характеристиками, такими как долговечность и негорючесть, кроме того, этот материал удобен в монтаже», – доба­вила она.
Кирилл Иванов также отметил данную тенденцию и привел статистику: «Первое место среди теплоизоляционных материа­лов по потреблению занимают ваты – 70%. Второе место за экструзивным пенополистиролом (XPS) – 16%. Вспененный пенополистирол с долей в 14% на третьем месте».
В свою очередь, Иван Крылов, бизнес-аналитик подразделения Isover компании «Сен-Гобен», привел другие данные. По его словам, доля минеральной ваты составляет около 90%, а оставшаяся часть приходится на материалы из пенополистирола и прочих утеплителей. «При этом каменная вата более популярна, ее доля – около 50-60%, доля стекловолокна – приблизительно 35%. Столь высокая популярность изоляции на основе минеральной ваты объясняется устоявшимися традиция­ми в строительстве, высокой надежностью, долговечностью, широким спектром применения данного типа изоляционных материалов», – пояснил эксперт.

Производство по месту

«Рынок теплоизоляции в Петербурге и Ленобласти достаточно конкурентен. Основные производители ватной теплоизоляции – Rockwool, Isover, Ursa, Paroc. С запуском завода Paroc в России конкуренция на ватном рынке обострилась. Основные производители XPS – компании «Пеноплэкс» и «Технониколь». Производителей вспененного пенополистирола значительно больше, что объясняется простотой технологического процесса. Среди наиболее крупных – KNAUF», – прокомментировал Кирилл Иванов.
Иван Крылов также подтвердил, что конкуренция на рынке Северо-Запада очень высока, на нем активно работают все ключевые игроки. «В сегменте изоляции на основе стекловолокна лидирующие позиции занимают три компании, среди которых Isover. Существенных изменений в расстановке сил в 2014 году не произошло, ключевые игроки рынка сохранили свои лидирующие позиции», – добавил Иван Крылов.
Кирилл Иванов говорит, что большинство теплоизоляционных материалов, представленных на рынке, производится в Северо-Западном регионе, поскольку экономически невыгодно ввозить данный вид продукции из других регионов и тем более из-за рубежа – слишком высоки будут транспортные расходы.
«На текущий момент не только в Санкт-Петербурге и в Ленинградской облас­ти, но и на российском рынке в целом импорт – это только очень редкие продукты, которые ввиду мелких объемов не имеет смысла производить в России. Основной объем ТИМ на рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти производится в России, иначе компании-производители просто не смогли бы конкурировать, находясь заранее в невыигрышной ситуации из-за себестоимости, ведь здесь уже давно закрепились игроки со своими производственными площадками», – со своей стороны, добавила Ирина Садчикова.
В частности, производственные комп­лексы на территории Ленинградской области имеют компания Rockwool в Выборге (специализируется на решениях для тепло- и звукоизоляции из каменной ваты) и компания «Пеноплэкс» в Киришах (производит теплоизоляционные плиты из экструдированного пенополистирола). В Петербурге размещается производство компании «КНАУФ Пенопласт», которая производит теплоизоляцию на основе вспененного пенополистирола.

Мнение:

Ирина Садчикова, директор по маркетингу и стратегиче­скому планированию компании Rockwool Russia:
– Рынок теплоизоляционных материалов отражает состояние строительной отрасли и будет подвержен тем же тенденциям. Если говорить про консолидацию рынка, вряд ли стоит ожидать серьезных изменений в Ленобласти и Санкт-Петербурге, так как в регионе представлены крупные игроки. Какие-то изменения возможны, но скорее в других регионах. В целом в кризисное время у сильных компаний – с хорошей управленческой экспертизой, финансовой стабильностью, мощной производственной базой – гораздо больше возможностей для развития. В то время как небольшие производители, у которых всего один завод, находятся в зоне риска, «подушка безопасности» меньше, им сложнее справиться с экономическими сложностями.

рубрика: Энергетика и инженерная инфраструктура
автор: Екатерина Костина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.