Михаил Медведев: «Клиенты должны получать полную и объективную информацию о застройщике»

Строительные компании могут и даже обязаны быть социально ориентированными. Это предполагает в том числе информационную прозрачность застройщиков, убежден Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС».

 

– Михаил Анатольевич, какой, по вашему мнению, должна быть информационная политика строительной компании на фоне роста экономических рисков?
– Я убежден в том, что компании, привлекающие серьезные средства, должны быть в разумном смысле открыты для потребительской аудитории всегда. А сегодня, в условиях глобального экономического сжатия, когда очень велики соблазны негативных оценок деятельности тех или иных строительных компаний, негативных прог­нозов о развитии рынка в целом, застройщикам абсолютно необходимо доносить до потенциальных потребителей позитивную и, что самое важное, правдивую информацию. Можно привлечь внимание части потенциальных покупателей негативным, хотя и абсолютно не соответствующим действительности, прогнозом. Можно сиюминутно повлиять на их решения о приобретении жилья. Но последствия таких действий отдельных игроков наверняка отрицательно скажутся на рынке в целом. Да и вообще в такой консервативной и финансово емкой сфере, как строительство, пытаться сделать себе имя на негативе – мне кажется, категорически неправильный подход. Поэтому я за политику информационной открытости: клиенты должны иметь возможность получать как можно более полную и объективную информацию о происходящем в компании, которая строит их квартиры.
Кстати, политика информационной открытости предполагает и доступность правдивой информации для самих сотрудников вплоть до высшего руководства. Как генеральный директор ГК «ЦДС» считаю, я получаю достаточно объективную и полную информационную картину, что имеет большое значение для принятия взвешенных решений.

– Благодаря чему это достигается?
– Поскольку в Интернете информация распространяется с большей интенсивностью, чем через традиционные СМИ, этот инструмент становится все более актуальным для строительных компаний. Однако было бы неправильным недооценивать важность профильных масс-медиа. Профессиональные СМИ готовы заниматься строительной тематикой, и при этом они достаточно осведомлены о процессах, развивающихся на строительном рынке. В силу этих двух факторов давно работающие на строительном рынке Петербурга и Ленобласти компании представлены достаточно широко, но всегда есть к чему стремиться.
В принципе, региональный строительный рынок сегодня достаточно понятный. Есть лидеры – наиболее авторитетные и мощные игроки, есть достойные участники из числа менее крупных компаний. Информации о лидерах подается достаточно много благодаря и собственным пресс-службам, и сторонним источникам, прежде всего профессиональным изданиям. В то же время ограниченность сведений о деятельности компании среднего масштаба или недавно вышедшей на рынок совсем не свидетельствует о ее непрозрачности. Не секрет, что на бесплатной основе можно подать только определенную часть информации. И с учетом того, что для эффективной кампании необходимо присутствие во всех основных СМИ, это существенная статья расходов, которую может себе позволить не каждый застройщик.

– А какую информацию наверняка заметят потенциальные покупатели?
– Особенность петербургского рынка жилищного строительства в том, что, во-первых, он не перенасыщен предложениями (и потому любой объект найдет своего покупателя), а во-вторых, зоны активной застройки рассредоточены по всему городу. Но в каких-то локациях конкуренция среди застройщиков достаточно сильная, а где-то ее практически нет – например, на Васильевском острове, Петроградской стороне. Сейчас точечная застройка практически ушла, поэтому если появляется предложение о приобретении на разумных условиях интересного жилья в локации с хорошей транспортной доступностью и покупатель имеет возможность заметить такую информацию – это достаточно мощный информационный повод для того, чтобы он зашел на сайт компании и начал более детально интересоваться данным объектом. Не исключаю, что даже в нынешнем непростом для застройщиков году такие предложения появятся.

– В марте лидеры строительного рынка и вице-губернатор Санкт-Петербурга по строительству Марат Оганесян подписали соглашение о об основных принципах добросовестной работы на рынке жилищного строительства. Почему вы поставили подпись под этим документом?
– Прежде всего, уточню: не стоит трактовать соглашение как проявление социальной ответственности строительного бизнеса. Это понятие скорее применимо к правительству как гаранту обеспечения прав и свобод граждан. Мы же нацелены на извлечение прибыли – это прописано в уставе любой строительной компании. Другое дело, что мы можем и обязаны быть социально ориентированными, потому что работаем с людьми. Конечно, предоставляя партнерам и потребителям правдивую позитивную информацию о своей деятельности, строительный бизнес ориентируется на рост продаж. И в этом смысле подписанное соглашение – еще одна возможность для укрепления своего положения на рынке. Тем более что идея разработки такого документа исходила от самих застройщиков. Однако не менее важно, что в соглашении предельно четко прописаны правила игры: работа только по 214-ФЗ, при наличии всех необходимых документов на земельные участки, на которых ведется строительство, а также положительного заключения экспертизы по проектной документации, разрешения на строительство и т. д. И кстати, положение об информационной прозрачности застройщика в соглашении тоже есть. Все это формирует позитивный образ строи­тельной отрасли Санкт-Петербурга, но и накладывает дополнительные обязательства на самих участников рынка, подписавших документ. Мы декларируем, что готовы нести ответственность перед своими клиентами и гарантировать им исполнение всех договорных обязательств. Добросовестных застройщиков в Петербурге достаточно много. И предполагаю, что не все они присоединятся к соглашению, хотя фактически соблюдают его принципы. Для меня было важно, что лидеры регионального строительного сообщества, объединившись, дали сигнал другим участникам рынка: «Так работать правильно!».

– В начале июня состоится очередной Съезд строителей Северо-Запада. Какие профессиональные вопросы, на ваш взгляд, логично обсуждать на уровне федерального округа? Есть ли сегодня вообще такое явление, как строительный рынок Северо-Запада?
– Пока, мне кажется, строительный рынок Северо-Запада еще не сформировался. Скорее, можно говорить об особенностях рынков Санкт-Петербурга и Ленинградской области, некоторых других крупных городов либо регионов в составе СЗФО. А один из самых злободневных вопросов, стоящих перед строительным рынком что города, что региона, что страны, – это предоставление максимально широкой информации об участниках рынка. Ведь она зачастую очень даже неплохая, нам есть о чем рассказать. Важна, по моему мнению, и взаимная поддержка строительных компаний в информационном плане. Имею в виду соблюдение принципов корректной конкуренции, что предполагает не дискредитацию конкурента, а детальную аргументацию собственных преимуществ.
Конечно, актуальны сегодня и вопросы, связанные с государственным субсидированием ипотеки: застройщикам предстоит отработать общую схему взаимодействия с банками в рамках освоения выделенных на эти цели 20 млрд рублей.

– Вы говорите о сжатии рынка. На­сколь­ко, по вашей оценке, могут со­кра­титься объемы продаж строяще­гося жилья в Санкт-Петербурге и Ле­нин­­­градской области?
– Сейчас непонятен ни вектор, ни период протекания процесса. С вероятностью 50/50 можно предположить, что либо рыночная ситуация начнет улучшаться уже в ближайшие месяцы, либо нестабильность в экономике усугубится еще больше. В первом случае я бы не стал говорить о сокращении объемов продаж по сравнению с 2014 годом. Во втором случае важно понимать, когда произойдет отскок после сжатия рынка. Если уже в нынешнем году, это также позволит сохранить прошлогодние показатели. Но даже если положительный тренд проявится только в следующем году, сокращение объемов продаж по сравнению с 2014 годом вряд ли превысит 15-20%.

рубрика: Точка зрения
автор: Татьяна Крамарева
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.