Проекты КОТ близки к насыщению

В будущем, как полагают участники рынка, темпы прироста проектов комплексного освоения территорий станут замедляться.

 

В настоящее время можно выделить около десятка крупных пригородных проектов КОТ – в основном это масштабная застройка территорий при КАД. Данные территории, по сути, являются расширением зоны городской застройки.
Любава Пряникова, старший консультант департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге, к очагам застройки у КАД относит Мурино и Новое Девяткино (основные девелоперы – Setl City, «Арсенал-недвижимость», Лидер Групп, «Норманн», «Мавис», Полис Групп, ЦДС, «УНИСТО Петросталь», «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад», NСC); Кудрово (основные девелоперы – Setl City, «Отделстрой», «Строительный трест», ЦДС); Янино (основные девелоперы – «Ленстройтрест», ЦДС, КВС, «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»); Шушары (основные девелоперы – «Дальпитерстрой», «Балтрос», Полис Групп, «Норманн»); Парголово (основные девелоперы – «Главстрой СПб», «Дальпитерстрой», «Норманн»); Лахта-Каменка (основные девелоперы – «Главстрой СПб», «ЮИТ Санкт-Петербург», «Северный город» (холдинг RBI), Setl City, «Ойкумена», СУ-155, «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад»); Новоселье; Новосаратовка (перспективная застройка, основной девелопер – ЦДС); Пулковское шоссе (перспективная застройка).
Первыми из перечисленных территорий стали развиваться зоны Мурино, Парголово, Кудрово и Шушары. Ряд объектов в этих зонах уже заселен. В 2014 году также начали активно развиваться жилые зоны Лахта, Каменка, Новосергиево.
По данным Colliers International в Санкт-Петер­бурге, численность населения КОТ к 2020 году может увеличиться более чем на 1 млн человек. Нагрузки на существующие дороги вырастут соответственно – примерно на 450 тыс. автомобилей.
Впрочем, Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами NAI Becar, полагает, что темпы появления КОТов замедлятся, когда у девелоперов возникнет дефицит денежных средств и когда спрос будет падать.
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg, также полагает, что «точки насыщения» проектов КОТ и рынка в целом близки.
Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро RUMPU, поясняет: «В будущем количество этих проектов будет сокращаться, потому что в условиях очень быстро меняющегося потребительского спроса на рынке жилой недвижимости крайне сложно планировать на много лет вперед и проектировать КОТы по 200-300 тыс. кв. м. В этом нет никакого смысла. Уже сейчас девелоперы столкнулись с тем, что, спроектировав масштабный КОТ, с течением времени его еще несколько раз будут перепроектировать. Очевидно, что площади КОТ должны будут подвергнуться сокращению либо разбивке на очереди, которые, как на Западе, будут реализовываться по определенным срокам и при этом будут принципиально отличаться друг от друга».
Он считает, что в условиях развитого рынка доля КОТ должна быть в районе 30-40%, а не 50%, как сейчас.
Впрочем, среди девелоперов есть и другая точка зрения. Арсений Васильев, генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь», полагает, что к 2020 году доля проектов, строящихся в рамках КОТ, достигнет 80%.

Мнение:

Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»:
– Механизм ГЧП, по которому работают за рубежом, в России еще не отлажен и очень далек от совершенства. Одна из проблем такого партнерства – создание детских садов и школ, которые застройщик должен построить и передать на баланс города. Но поскольку застройщики привлекают кредитные средства по коммерческой, а не льготной процентной ставке, строительство социальных объектов обходится неоправданно дорого. Для развития проектов КОТ стало бы огромным плюсом, если бы финансирование создания инженерных и улично-дорожных сетей осуществлялось государством.

рубрика: Девелопмент
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.