Строительство и госзаказ: проблемы и пути решения
Завершился второй этап общественного обсуждения законопроекта «О строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных юридических лиц». Предложенная редакция документа стала предметом бурного обсуждения у экспертного сообщества. О проблемах, существующих на рынке госзаказа, а также механизмах совершенствования института саморегулирования в строительной отрасли рассуждает Алексей Пышкин, председатель Совета НП СРО «Центр развития строительства».
Неблагоприятный инвестиционный климат и общая экономическая ситуация в России не могла не сказаться на проблемах рынка строительного госзаказа. С точки зрения факторов, сдерживающих развитие отрасли, самым негативным является особенность рынка госзаказов: «то густо, то пусто».
Строительные компании регулярно сталкиваются с двумя серьезными проблемами. В первую очередь – невозможность планирования финансово-хозяйственной деятельности. При этом без намеченного плана (на 1-3 года вперед) нельзя эффективно работать, повышая качество строительства, кроме того, отсутствие планирования существенно тормозит развитие инноваций. Решать эту задачу необходимо при поддержке государства, которое, в свою очередь, должно совершенствовать законодательство в сфере госзаказов.
Другая серьезная проблема связана с ценообразованием. Существующая система слишком медленно реагирует на изменения рынка, поэтому зачастую фиксирует заниженные цены на материалы и новые технологии. Необходим более быстрый механизм корректировки нормативов ценообразования в строительстве.
Рассматривая рынок госзаказа, нельзя оставить без внимания вопрос саморегулирования. К сожалению, данный институт в нашей стране работает недостаточно эффективно. Однако есть направления, которые помогут его реформировать.
Во-первых, необходимо расширить ответственность СРО за качество капитального строительства и выполнение обязательств в рамках договоров, заключенных на основе конкурса. Это наполнит деятельность СРО тем содержанием, которое требуется на рынке.
Во-вторых, разработать и утвердить закон о строительном подряде. Нужен механизм, который исключит необоснованный демпинг, а также создаст предпосылки планирования финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций.
В-третьих, следует создать системы персональной ответственности – ввести обязательную сертификацию проектировщиков и инженеров (с именными печатями). Важно также разработать систему «регистрации» в открытых информационных источниках, где эксперты могли бы указать свои заключения по вопросам проектирования и строительства (то есть разместить профессиональную «историю»).
В-четвертых, важно сохранить средства компенсационных фондов СРО. Для этого нужно создать обязательный общий критерий выбора надежных банков (например, рейтинг топ-100). В случае отзыва лицензии у банка СРО должны иметь преимущества в части возврата денежных средств (поскольку они собраны на определенные цели и не являются оборотным капиталом).
В-пятых, необходимо создать механизмы реализации полномочий НОСТРОЙ по исключению из своих рядов СРО, нарушающих законодательство. Такой механизм уже разработан в НОПРИЗ, сейчас готовятся предложения для окончательного утверждения в НОСТРОЙ.
Отмечу, что в рамках реализации данной идеи профессиональное сообщество Северо-Запада выдвинуло некоторые предложения. А именно наделить окружные конференции расширенными полномочиями и правом утверждать рекомендуемые списки для проверки деятельности СРО, создать независимые экспертные региональные комиссии для проверки законности деятельности СРО с их добровольного согласия.
В-шестых, формирование единого и прозрачного реестра членов СРО. Информация о приеме/исключении членов СРО должна саморегулируемой организацией в кратчайшие сроки подаваться одновременно как в Ростехнадзор, так и в единый реестр НОСТРОЙ.
Реализация изменений по этим шести направлениям позволила бы прекратить торговлю допусками, повысить авторитет СРО, улучшить качество объектов капитального строительства, а также обеспечить добросовестное выполнение госконтрактов.