Гармония многогранности городских проблем

С 22 по 24 мая 2015 года в Петербурге прошел I Форум пространственного развития «Гармония многогранности», на котором власти города и области пытались впитать опыт крупнейших мегаполисов по решению копившихся годами инфраструктурных проблем.

 

Мероприятие, организованное правительством Петербурга и институтом дизайна и урбанистики университета ИТМО, предваряла вводная пресс-конференция, на которой глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Елена Ульянова обозначила главный посыл форума – необходимость совершенствования механизмов городского развития. Перед городом, по ее мнению, стоит острая проблема развития территорий, в частности наблюдается дисбаланс растущих объемов жилищной застройки и поддерживающей транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Кроме того, нужно повышать уровень вовлечения общественности в обсуждения перспектив городского развития. Среди территорий, обладающих наибольшим потенциалом, госпожа Ульянова назвала зону Морского порта, промышленный пояс города, исторический центр и Кронштадт.

Крупица конкретики

Именно по развитию района-острова был представлен самый конкретный кейс предложений. Ректор института ИТМО Владимир Васильев напомнил, что еще полтора года назад, когда районом управлял известный любитель креатива и творческих индустрий Терентий Мещеряков, креативные мастерские, состоящие из студентов института, взялись за разработку комплексного инновационного развития Кронштадта. Результаты этого экспериментального проекта были представлены на первой пленарной дискуссии «UniverСity. Город знаний».
Всего за три дня работы форума состоя­лось пять пленарных заседаний и дискуссий, шесть тематических секций, на которых эксперты рассмотрели ключевые аспекты развития городских агломераций: роль общества и бизнеса в построении согласованной модели развития города, модернизацию транспортной системы, передовые технологии в сфере градострои­тельства и благоустройства мегаполисов.
Впрочем, большинство дискуссий поднималось в городе уже не раз. К примеру, на секции «Большой Петербург – новые горизонты координации» эксперты говорили о гармоничном развитии двух регио­нов, создании новых транспортных артерий и улично-дорожной сети на границе города и области, а также об отсутствии конкуренции между субъектами. Однако не секрет, что конкуренция существует, что жилищное строительство уходит в область, проект легкорельса в область продолжает пылиться в столах чиновников, а частные проекты строительства дорог, например в Кудрово, реализуются к неудовольствию городских чиновников. Красносельский, Невский, Выборгский районы боятся стать транзитами для автотрафика из приграничной застройки. «Если в решении наших общих проблем мы будем ссылаться на соседний субъект Федерации, то результатов не добьемся. С точки зрения инвестиций нам необходимо совместно работать над развитием приоритетных кластеров: радиофармацевтического, автопромышленнного, кластера производства строительных материалов. С точки зрения девелопмента наша задача – создать комфортную городскую среду», – сказал в ходе дискуссии Дмитрий Ялов, вице-губернатор Ленинградской области. Как будет решаться эта задача – пока непонятно. Еще несколько лет назад Смольный пытался принудить область снизить этажность на приграничных территориях (на что получил жесткий ответ от вице-губернатора Георгия Богачева) и до сих пор пытается оградить городскую «социалку» от набегов жителей области.
На форуме родилась еще одна инициа­тива по межсубъектному сотрудничеству: директор ИТП «Урбаника» Антон Финогенов предложил создать некое агентство-модератор, которое будет координировать взаимодействие бизнеса, общества и власти двух регионов. Впрочем, подобных структур сейчас хватает – работает Координационный совет по развитию двух регионов и отдельная дирекция по развитию транспортной системы агломерации.

Чужой опыт не примерить

Кульминацией форума стало пленарное заседание «Сетевые города. Гармония многогранности: значение эффективного городского управления в современном мире», в котором принял участие губернатор Георгий Полтавченко, а также сити-менеджеры и начальники департаментов развития крупных мегаполисов – Еревана, Вены, Чэнду (КНР), Гаутенг (ЮАР). Оказалось, что опыт этих стран Петербургу не очень подходит. В Южной Африке острее всего стоит проблема миграции в город беднейших слоев населения; Вена – город, уже давно заменивший велодвижением шумные магистрали; Ереван ушел далеко вперед в деле управления градостроительными процессами, а в Чэнду вообще живет 17 млн человек.
Губернатор в своей речи много говорил о притоке инвестиций в город, полицентризме и о том, что развитие города подошло к черте, за которой возможна реализация только комплексных проектов. Градоначальник декларировал, что городское развитие возможно лишь в диалоге с бизнесом и общественностью. Сейчас Смольному прислушиваться к общественности, как говорит губернатор, мешает ангажированность активистов и градозащитников, которые якобы действуют в интересах третьих лиц. «20-30 лет назад мы совершили градостроительную ошибку, начав строить спальные районы, нужно отходить от банального строительства жилья к созданию среды обитания», – подвел черту губернатор.
Какие выводы город сделал по итогам дискуссий, можно будет понять уже в ближайшее время, когда депутаты примут поправки в действующий Генплан.

рубрика: Форум
автор: Максим Шумов
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.