Мурманский аэропорт ушел в частные руки
Российский аукционный дом реализовал на торгах 38% акций ОАО «Аэропорт Мурманск», принадлежащих Росимуществу. ООО «Риволи», которое связывают с холдингом Aeon Романа Троценко, заплатило за планомерно набирающий пассажиропоток терминал почти 82 млн рублей.
Заявки на участие в открытом аукционе РАД принимал с 6 марта до 29 апреля 2015 года. На продажу были выставлены 939 тыс. обыкновенных именных акций общества в бездокументарной форме, что составляет 38% от уставного капитала организации. Начальная цена акций равнялась 65,4 млн рублей. В итоге было сделано 34 шага по 500 тыс. рублей. Итоговая стоимость лота составила 81,9 млн рублей. В торгах приняли участие пять компаний: подконтрольное Газпрому «Аэро ТО», ООО «Иверь», ООО «Региональный центр антикризисного управления», ООО «Новапорт холдинг», а финальную цену предложило ООО «Риволи». По данным СМИ, московская компания-посредник действовала в интересах владельца холдинга Aeon Романа Троценко. Бизнесмен сообщил прессе, что покупка совершена в рамках стратегии расширения холдинга. А Мурманскую область и Мурманский транспортный узел в частности ждет бурное развитие в будущем. Впрочем, пока в компании эту информацию не подтверждают. В пресс-службе корпорации Aeon рекомендовали обратиться в подконтрольное холдингу ООО «Новапорт». Там, в свою очередь, отметили, что тоже участвовали в торгах, но проиграли. С момента основания в 2007 году компания работала в основном в Восточной и Западной Сибири, сейчас в сети региональных аэропортов РФ «Новапорта» числятся семь терминалов – в Новосибирске, Барнауле, Томске, Чите, Астрахани, Челябинске и Волгограде. На 2013-2015 годы компания планировала реконструкцию всех своих площадок. Кроме того, в январе 2015 года «Новапорт» выкупил у структур «ЮТэйра» тюменский аэропорт Рощино, а в марте еще одна структура холдинга «Новая Колхида» выиграла тендер на строительство международного аэропорта в Перми. Отметим, что в момент объявления конкурса эксперты предсказывали именно такое развитие событий – приобретение терминала оператором федерального масштаба. Претендентов, по сути, было три: «БазэлАэро» Олега Дерипаски, которая успешно развивает сеть аэропортов юга России, компания «Аэропорты Регионов», входящая в холдинг «Ренова» Виктора Вексельберга, и «Новапорт» Романа Троценко.
Напомним, до последнего времени 38% пакет акций принадлежал государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, 24,1% приобрело в 2008 году ЗАО «Газпромнефть-Аэро», 10% принадлежит Gregorytradings.a., зарегистрированному на Виргинских островах, долей в 5,8% распоряжается калининградское ЗАО «Новый поток», 5,7% у столичной компании «Венди-проект». Теоретически, холдинг Романа Троценко может легко довести свой пакет до контрольного и определить стратегию развития аэропортового комплекса. Впрочем, на первых порах потребуется и значительный приток инвестиций. Инвестиционная политика управляющей компании аэропорта осуществляется за счет собственных средств (амортизационных отчислений) и прибыли, направляемой на финансирование инвестиционных программ по решению совета директоров, заявлял ранее генеральный директор ОАО «Аэропорт Мурманск» Дмитрий Сластин (перспективы управляющего пока непонятны, изменения состава акционеров руководитель не комментирует – прим. ред.). На данный момент единственный источник доходов аэропорта – это сборы за наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров. Но этих денег недостаточно для полноценного развития терминала. Затраты на капитальные вложения в 2014 году составили 57,1 млн рублей. При этом аэропорт работал при отсутствии федеральных субсидий на частичную компенсацию затрат, связанных с обеспечением взлета и посадки, а это около 26 млн рублей в год. Выручка с января по сентябрь 2014 года составила 357,2 млн рублей. Чистая прибыль – 21,6 млн рублей, в 2013 году за аналогичный период прибыль составила 17,9 млн рублей. Кроме того, совету директоров предстоит решить и судьбу дальнейшей реконструкции аэропорта, которая ведется с 2009 года. Если реконструкция ВПП ведется за счет федерального бюджета (по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»), то ремонт сигнального оборудования, дорожного полотна и самого комплекса ложится на инвестора.