Выбор между имиджем и инфраструктурой
В среде экспертов нет единого мнения, что необходимо делать в первую очередь – выстраивать имидж города как центра конгрессного туризма или создавать инфраструктуру для привлечения крупных мероприятий в городе.
Альберт Харченко, генеральный директор East Real, считает, что если Петербург будет развиваться как центр конгрессного туризма, то первоочередной задачей становится не строительство подобных площадок, а формирование спроса на эти площади: увеличение количества деловых и выставочных мероприятий, развитие бизнес-туризма и т. д. «Но для этого необходима поддержка городских властей с точки зрения роста количества проводимых мероприятий и их востребованности. При этом стоит учитывать, что сегодня Петербург – не бизнес-столица, и большинство масштабных мероприятий, в том числе международных, проводятся в Москве, где сосредоточены все основные финансовые потоки», – рассуждает эксперт.
Андрей Хитров, региональный директор EKE в России, также согласен с коллегой: «Сегодня спрос на конгрессные центры снижается. Конгрессная деятельность в целом страдает из-за ухудшения имиджа России на международной арене. Сложно представить, что в текущей ситуации международные компании будут проводить у нас крупные форумы, съезды и конгрессы. Число заявок со стороны федерального бизнеса также сократилось: из-за экономического кризиса компании урезают расходы, отказываются от массового обучения сотрудников, корпоративных праздников и пр. В условиях сжавшегося спроса необходимости в расширения предложения конгресс-центров в Санкт-Петербурге нет».
А вот маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент» Екатерина Беляева считает, что приходу в город статусных мероприятий может способствовать наличие уже готовой инфраструктуры для их проведения. «В 2014 году вместить самые крупные мероприятия поспособствовало открытие в октябре «ЭкспоФорума». До его появления развитие рынка конгрессных услуг в Санкт-Петербурге сдерживалось именно отсутствием современных площадок. Фактически до вывода этой площадки возможности города по приему деловых мероприятий были ограничены численностью в 1000-1200 участников. С открытием данной площадки город получил возможность проводить мероприятия вместимостью до 10 тыс. человек. Таким образом, главное препятствие на пути к форсированному развитию конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге было преодолено».
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, считает, что городу все же новые площадки нужны. Но необходимость в конгрессных центрах зависит от количества проводимых мероприятий, от того, какое место в среде конгрессно-выставочного туризма планирует занять Петербург. «До сих пор власти города не обозначили приоритетов в этом направлении. Если же исходить из текущей ситуации, то не хватает двух-трех крупных современных площадок для проведения конгрессов. Существующее предложение для проведения крупных конгрессов крайне ограничено или существенно устарело. Несколько проектов уже заявлено, в частности проект конгрессно-выставочного центра на юго-западе от компании «Хуа Бао», проект конгрессного центра на пр. Обуховской Обороны и некоторые другие. Однако до их реализации еще достаточно далеко», – резюмирует эксперт.
Мнение:
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге:
– Основная доля предложения конгрессных площадок связана с небольшими залами, которые располагаются в гостиницах, бизнес-центрах. За их счет удовлетворяется спрос на сравнительно небольшие конференции. Крупные же конгрессы могут принимать лишь считаные площадки в Петербурге. Это «Прибалтийская», Ленэкспо, Таврический дворец, «Азимут», ну и, конечно, «ЭкспоФорум», который на настоящий момент является наиболее вместительной площадкой по приему крупных мероприятий (зал до 4,2 тыс. человек).