Съезд антикризисных решений
4 июня в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее для строительной отрасли СЗФО мероприятие – V Съезд строителей. В течение двух дней профессионалы рынка и высокопоставленные чиновники пытались найти решения, которые позволят миновать кризисные явления в экономике и придадут новый импульс строительному сектору округа.
Пятый, юбилейный Съезд строителей СЗФО прошел при поддержке аппарата полномочного представительства Президента РФ в СЗФО, организатором мероприятия выступил Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс». Генеральным информационным партнером стала газета «Строительный Еженедельник», официальным интернет-партнером – портал «АСН-инфо».
В целом пятый съезд оказался масштабнее предыдущего как по количеству делегатов (600 участников против 275 в Константиновском дворце в 2013 году), так и по уровню представительства. Если на прошлом съезде от Петербурга «засветился» только бывший вице-губернатор Марат Оганесян, то сейчас помимо «профильного» замгубернатора Игоря Албина на съезд пожаловали и выступили с официальными обращениями петербургский градоначальник Георгий Полтавченко и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Кроме того, мероприятие посетили руководители «строительных» министерств ряда регионов, представители Минстроя РФ, Национального объединения строителей и бизнес-сообщества.
Показательно, что лично присутствовал на съезде и полномочный представитель Президента РФ Владимир Булавин, два года назад он ограничился записанным заранее видеообращением.
На сей раз полпред выступил с достаточно подробным докладом, в котором рассказал, что за два года, прошедшие с момента проведения четвертого съезда, в отрасли произошло немало положительных перемен. Заметно снизился уровень административных барьеров, совершенствуется система госзаказа, работает государственно-частное партнерство. Развивается практика саморегулирования, в том числе официальная система добровольной сертификации оценки опыта и деловой репутации строительных компаний. В то же время в строительной отрасли имеется ряд нерешенных проблем. Среди них – ликвидация аварийного жилья, которую согласно указам Президента Российской Федерации необходимо решить к 2017 году. Озабоченность вызывает также качество возводимого жилья и проблема обманутых дольщиков, число которых приближается к 9 тыс. человек. «Назрела необходимость совершенствования в сфере самоуправления строительным сектором. Однако действовать нужно взвешенно, не разрушая конструктивных элементов системы саморегулирования. Основной вопрос успешного взаимодействия бизнеса и власти – совпадение интересов. При этом очевидно, что интерес бизнеса – это прибыль, а интерес власти – социальная стабильность и благополучие граждан. Когда векторы этих интересов совпадают, мы видим успешную практику и хороший социально-экономический эффект», – подчеркнул господин Булавин. По данным полпредства, в регионах округа работает свыше 20 тыс. строительных компаний, создано 49 саморегулируемых организаций. Объем строительных работ, выполняемых в округе, превышает 800 млрд рублей. Только в 2014 году строители сдали более 8 млн кв. м жилья – почти на треть больше, чем в 2013 году.
Министерский взгляд
Впрочем, эти результаты показались заместителю министра строительства РФ Олегу Бетину неубедительными. «Да, в округе построено 8,2 млн кв. м жилья, но это всего 10% от российского показателя ввода. Учитывая плотность населения и стратегическую значимость округа, региональные строители должны вводить гораздо больше», – сказал федеральный чиновник. По его словам, увеличению объемов жилищного строительства сегодня препятствует целый ряд факторов. Это неустойчивость спроса, а в некоторых регионах и почти полное его отсутствие, частая смена правил игры на рынке и законодательной базы, непредсказуемость банковской системы и внешние условия в целом. «У нас есть регионы-лидеры – Ленинградская, Калининградская области и Петербург, а есть такие области, где, по сути, даже нет рынка подрядного строительства, такой рынок в этих регионах нужно сформировать с нуля», – уточнил господин Бетин. Эту задачу, по словам чиновника, должна решить федеральная программа «Жилье для российской семьи». Однако эта благая инициатива сегодня пробуксовывает – в Карелии и Псковской области вообще нет отобранных проектов по программе, в других регионах на участие заявились всего 500 семей. Это, по словам замминистра, говорит о том, что схему тормозят региональные власти – именно они ответственны за формирование списков граждан по программе. Еще одна проблема – труднодостижимая планка «квадрата» в 35 тыс. рублей, на которую строителям при нынешней себестоимости строительства выйти очень трудно. «Для этого федеральный центр должен заниматься поддержкой ипотеки, а региональные власти должны взять на себя инженерную подготовку земли», – уверен господин Бетин.
Отдельно чиновник остановился на тех нововведениях, которые произойдут в отрасли по линии Минстроя РФ. В частности, уже принято решение поделить полномочия в области стройматериалов. За перевооружение и развитие отрасли отвечать будет Минпромторг РФ, функции идеологии и политики, технического регулирования останутся за Минстроем. «Сегодня у Минпрома есть инструменты поддержки этого сегмента промышленности, есть соответствующее финансирование. Кроме того, сегодня идет актуализация стратегии развития промышленности стройматериалов до 2020 года», – рассказал Олег Бетин.
Кризис на пике
Своим видением ситуации в отрасли поделился и председатель Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО, первый заместитель генерального директора ОАО «Группа ЛСР» Александр Вахмистров. По его словам, отрасль в целом не только полностью преодолела воздействие мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, но и существенно превысила докризисные показатели. В целом по России в минувшем году наблюдался рост жилищного строительства на 14% к 2013 году. На Северо-Западе этот рост стал одним из наиболее высоких в стране, составив в среднем 28%. Таким образом, округ показал почти четырехкратное ускорение темпа роста по сравнению с 2013 годом, когда рост составил близкое к среднему по России значение 7,7%. «Тем не менее даже в условиях общего экономического роста подъем жилищного строительства не носил устойчивого характера, в ряде случаев чередуясь со спадами. Например, в Петербурге в 2012 году произошел спад ввода жилья почти на 5%, а в 2013 году рост был почти нулевым», – подсчитал господин Вахмистров.
Вместе с тем влияние кризисных тенденций налицо. По объему строительных работ по стране в целом произошло снижение почти на 5%, в СЗФО – на 10%. Объемы продаж на первичном рынке сократились вдвое. «Неустойчивость роста жилищного строительства в первую очередь связана с колебаниями объема спроса. Инфраструктурные проекты, невзирая на кризисы, все равно будут строиться, ремонт дорог будет проводиться, а снижение реальных доходов населения, с которым мы сейчас сталкиваемся, неизбежно нарушает баланс спроса и предложения», – объясняет эксперт. По его словам, существующей господдержки в виде субсидированной процентной ставки окажется недостаточно для удержания на плаву текущего уровня спроса. Кроме того, банки будут жестко подходить к процедуре андеррайтинга клиента, и не все те, кто мог получить кредит в 2014 или 2013 году, смогут получить его в 2015-м. При этом снизится и объем предложения, потому что мало кто сможет начать реализацию новых проектов.
«При сохранении существующих тенденций ожидается уменьшение объемов ввода жилья на несколько процентов в текущем году и еще более существенное снижение в последующие два года. При этом в рамках пессимистичного сценария возможна серия банкротств застройщиков, что приведет не только к резкому падению объемов строительства жилья, но и к новому повышению цен на него», – добавил господин Вахмистров. Колебание цен может составить от 10 до 15%.
Конкретные барьеры
Констатировал эксперт и нерешенные вопросы в сфере преодоления административных барьеров. «Достаточно типична ситуация, когда органами власти была одобрена градостроительная документация, начинается реализация инвестиционного проекта, а затем регламенты меняются и многое в проекте требуется делать заново», – заявил господин Вахмистров, вероятно, припоминая тянущуюся историю с «блокадной» подстанцией.
Тему подхватил министр строительства Калининградской области Михаил Викторов, который с уверенностью заявил, что Петербург всегда был самым передовым городом в вопросе работы с инвесторами и упрощения согласовательного процесса. Именно петербургский опыт лег в основу исчерпывающего перечня согласовательных процедур в строительстве, принятого правительством осенью 2014 года. Впрочем, в каких-то моментах вперед вырвался именно Янтарный край. По словам министра, по итогам 2014 года власти Калининградской области планировали сократить предельное количество процедур до 32, по факту достигли 13. При этом предельный срок прохождения процедур – как плановый, так и фактический – составил 200 дней. Этот показатель к концу года должен составить 130 дней. В Калининграде уже действует схема одного окна для приема документации. Отметим, что в Петербурге такое окно пока закрыто наглухо.
Но настоящей звездой съезда, тем человеком, который разбавил программные речи живым опытом «хождения по мукам», стал пострадавший от пресловутых барьеров генеральный директор ЗАО «47 Трест» Михаил Зарубин. Бизнесмен рассказал, как на практике организована работа застройщиков со Смольным. Начинается все с работы с землей. «При строительстве жилого дома у Обводного канала для организации стройплощадки я попросил у города три сотки земли в аренду на время строительства. Отказа не получили, но оформление идет девятый месяц, и мы строим, что называется, на одной ноге. Чиновникам же не интересно, что сроки строительства увеличиваются, растет цена «квадрата», а мы приносим неудобства жителям соседних домов», – рассказал господин Зарубин. Второй удар девелоперы получают на стадии согласования документации: градплан строителям Смольный выдает только в обмен на обещание «скинуться» на детсад, затягивает принятие ППТ. «Мы перечислили деньги и получили градплан из рук вице-губернатора Оганесяна. Но приходит новость – он покидает свой пост, нам отказывают в разрешении на строительство и говорят: очень сочувствуем», – поделился с трибуны господин Зарубин. Надо отметить, что зал утопил правдоруба Зарубина в овациях трижды, сидящего рядом вице-губернатора Игоря Албина история тоже весьма позабавила.
Резолютивная часть
В итоговой резолюции нашла отражение вся антикризисная повестка съезда. Примечательно, что документ во многом повторяет итоговые тезисы прошлого съезда. Как и два года назад, было решено консолидировать усилия профессионалов и совместно направить силы на ликвидацию ветхого и аварийного жилья, добиться преодоления административных барьеров в строительной отрасли, развивать институт арендного жилья, сконцентрироваться над законодательной базой механизма государственно-частного партнерства. Есть в резолюции и новые инициативы, обусловленные вызовами времени. Так, особое внимание будет уделено совершенствованию института саморегулирования и дальнейшей работе по задействованию репутационных стандартов в системе госзаказа. Решено обратить внимание федерального центра на недоступность кредитных ресурсов для застройщиков и необходимость более активной инженерной подготовки участков со стороны региональных властей. Кроме того, должны быть усилены меры господдержки импортозамещения и повышения конкурентоспособности отрасли стройматериалов. Всеми этими вопросами в течение двух лет будет заниматься переизбранный в новом составе Координационный совет по развитию строительной отрасли.
Мнение:
Александр Вахмистров, председатель Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО:
– Стимулирование строительства жилья экономического класса до недавнего времени носило только косвенный характер, сосредотачиваясь на поддержке ипотечного кредитования. Однако такое опосредованное банковской системой стимулирование спроса не охватывает большинство граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и готовых вкладывать в это свои средства. В условиях кризиса поддержка ипотеки в значительной степени превращается в «подпитку» крупнейших банков вместо помощи производственному сектору.