Драйверы экономического роста
Практически все отрасли российской экономики испытывают дефицит инвестиционных ресурсов. В этой связи весьма актуальным является стимулирование экономического роста отечественного бизнеса. О законодательных механизмах государственной поддержки в интервью газете «Строительный Еженедельник» рассказала Ольга Батура, ведущий юрисконсульт компании «Градостроительные решения», член экспертного совета Центра развития ГЧП.
– Какие, на ваш взгляд, механизмы государственной поддержки бизнеса могут выступить в качестве стимулирования экономического роста?
– Новый экономический кризис вынудил государство искать новые способы взаимодействия с реальным сектором экономики, ускорил процесс разработки механизмов по реализации инфраструктурных проектов с привлечением внебюджетных средств, стимулированию импортозамещения. В центре государственных приоритетов оказался отечественный промышленник, научные центры, сельское хозяйство, малое и среднее предпринимательство.
Указанная политика в первую очередь отразилась на правовом поле. За последний год федеральное законодательство претерпело серьезные метаморфозы и включило значительную часть предложений со стороны бизнеса. Предлагаю отметить наиболее важные из них, которые могут выступить серьезной опорой для развития бизнеса и в будущем.
В первую очередь, необходимо упомянуть изменения, внесенные в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», который наконец предусмотрел возможность заключения концессионных соглашений на основе частной инициативы.
На сегодняшний день концессионное соглашение является основным правовым механизмом реализации инфраструктурных проектов на основе ГЧП. По концессионному соглашению объект инфраструктуры создается или реконструируется частным инвестором, который осуществляет его последующую эксплуатацию. При этом право собственности на объект концессии принадлежит концеденту (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
Законом в новой редакции концессионеру предоставлено право последующего выкупа объекта концессионного соглашения в преимущественном порядке. Одновременно внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Дополнительно предусмотрена возможность заключения одного концессионного соглашения сразу в отношении нескольких объектов концессии (за исключением случаев, если объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения). Кроме того, теперь концессионеру может передаваться иное имущество для целей осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не связанное общим назначением с объектом концессионного соглашения, что, в свою очередь, позволяет структурировать уже изначально рентабельные проекты.
Уступка прав и обязанностей концессионера из концессионного соглашения теперь допускается до ввода объекта в эксплуатацию на любой стадии концессионного соглашения. В свою очередь, утвержденные Правительством РФ формы концессионных соглашений теперь носят исключительно рекомендательный, а не обязательный характер.
Одновременно усилены гарантии, предоставляемые концессионеру. Например, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера, в случае если принятые нормативные правовые акты приводят к ухудшению положения концессионера. Наконец, установлен упрощенный порядок предоставления земельных участков для целей реализации концессионных проектов без проведения торгов.
Вышеуказанные изменения законодательства делают структуру концессионного проекта более гибкой и привлекательной как для частного инвестора, так и для публично-правового образования, поскольку позволяют реализовывать социально значимые инфраструктурные проекты с минимальными затратами из бюджета и гарантиями окупаемости проекта для инвестора.
– Концессионные проекты предполагают участие в них бюджетных средств, которых сейчас у государства нет или они существенно ограничены. Как в таком случае могут помочь изменения, о которых вы рассказали?
– Лишних денег у государства, действительно, нет. Иногда даже звучат предложения забыть о возможности реализовывать инвестиционные проекты на основе ГЧП. Но это ошибочное мнение без учета долгосрочной перспективы.
Во-первых, в рамках ГЧП бизнесу передаются объекты, которые находятся в области интересов государства и которые нужны «здесь и сейчас». Прежде всего это объекты инфраструктуры и социальные объекты (объекты здравоохранения, образования, автомобильные дороги и т. п.), при том что развитая инфраструктура уже сама по себе является драйвером для экономики. Во-вторых, в рамках ГЧП существует возможность если не отказаться от государственного финансирования социально значимых объектов полностью, то в значительной части снизить долю государственного финансового участия в таких объектах, предоставив возможность частному инвестору зарабатывать за счет эксплуатации переданных в рамках ГЧП объектов.
– Какое еще важное направление новой государственной политики в сфере экономики вы можете отметить?
– На мой взгляд, это внедрение на уровне законодательства кластерного подхода в регулировании российской экономики и закрепление механизмов государственной поддержки промышленности и инноваций.
Кластер представляет собой форму пространственной организации производственных сил путем локализации субъектов экономической деятельности в сфере производства, инноваций, научной деятельности, выполнения работ и оказания услуг, связанных отношениями функциональной и (или) технологической зависимости в рамках определенной территории. Важную роль в рамках кластерной структуры имеет технологическая связь научных и образовательных учреждений с бизнесом, позволяющая осуществлять внедрение наилучших доступных технологий в производство и использование высокоэффективного оборудования предприятиями малого и среднего бизнеса. Таким образом, кластер создает устойчивую производственную цепочку, образующую синергетический эффект, выраженный в повышении экономической эффективности каждого участника кластера за счет использования экономических и технологических преимуществ объединения соседствующих и взаимосвязанных производственных предприятий и сервисных организаций.
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» закрепил понятие промышленного кластера, а также предусмотрел возможность создания государственных фондов развития промышленности и другие меры стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Следует также отметить два других нормативно-правовых акта, которые по факту устанавливают две различные схемы организации кластеров. Первый – постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188, утвердившее Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров. Второй – постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605, утвердившее Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов России на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Поскольку на практике нередко возникают ситуации, когда для целей реализации внутрикластерных проектов требуется предоставление бюджетных средств, при создании кластера рекомендуется использовать один из указанных механизмов для организации структуры кластера.
На сегодняшний день кластер представляет собой перспективную форму перехода на экономику в сфере импортозамещения и развития инноваций. Представляется, что нормативно-правовая база в сфере формирования кластерной политики только начинает развиваться и можно ожидать настоящий бум в указанной сфере законодательства в ближайшем будущем. Но первые шаги определенно в этом направлении сделаны.