Соблюсти баланс
IX Съезд строителей Ленинградской области стал площадкой не только для диалога по наиболее злободневным вопросам, ответ на которые хотели бы услышать от власти участники строительного рынка.
Губернатор Ленинградской области – председатель правительства Александр Дрозденко и заместитель председателя правительства области по строительству Михаил Москвин на форуме впервые детализировали идеи новой региональной программы в сфере жилищного строительства «Светофор», определяющей условия деятельности для застройщиков.
Итоговый вариант зонирования территории Ленинградской области в зависимости от доходности проектов жилищного строительства после обсуждения с ЛенОблСоюзСтроем, как заявил Александр Дрозденко, будет обнародован в конце апреля. Однако уже на съезде, в феврале, прозвучали основные требования, которые региональные власти намерены предъявлять к участникам строительного рынка. Эти требования стали логичным следствием анализа перспектив жилищного строительства на приграничных территориях, подтвержденных документами территориального планирования поселений Ленинградской области.
Растущее население
Прежде всего, анализировались данные о динамике численности населения, заложенной в генеральные планы поселений. Всего был учтен 61 проект планировки территории. Лидерами по темпам роста во Всеволожском районе, как это следует из данных областного Комитета по архитектуре и градостроительству, являются не только Бугровское, Муринское, Новодевяткинское и Заневское поселения. В перспективе 10-15 лет, как следует из генеральных планов муниципальных образований, в разы должно увеличиться население Колтушского (Разметелевского), Дубровского, Кузьмоловского, Лесколовского, Свердловского, Щегловского и Юкковского поселений. Наибольший прирост числа местных жителей в абсолютном значении прогнозируется в Заневском (на 99,3 тыс. человек), в Свердловском (на 90,3 тыс. человек) и Бугровском (на 63,8 тыс. человек) поселениях.
Более чем на 76 тыс. человек с реализацией второй очереди генерального плана должно увеличиться число жителей в Лаголовском поселении Ломоносовского района. В Тосненском районе первое место по этому же показателю занимает Федоровское поселение (+33,1 тыс. жителей).
Стоит отметить, что увеличение численности населения в большинстве поселений пограничных с Санкт-Петербургом районов Ленинградской области не будет сопровождаться расширением их границ. Так, среди поселений Всеволожского района увеличение площади в границах населенных пунктов прописано в генплане только Агалатовского сельского поселения – этот рост составит 988 га к 2030 году. Для сравнения, на сегодня площадь поселения составляет 773 га. На 380 га увеличится согласно генплану площадь Юкковского сельского поселения – сегодня она равна 761 га. В Тосненском районе лидер расширения границ – Тельмановское поселение (увеличение площади к 2030 году по генплану, впрочем, уже оспоренному Комитетом по архитектуре и градостроительству в суде, – 1288 га).
Потребности и возможности
Основываясь на данных о прогнозируемом увеличении числа жителей в районах, граничащих с Санкт-Петербургом, специалисты областного Комитета по архитектуре и градостроительству рассчитали изменение потребности в жилье их населения. При норме обеспеченности жилой площадью на человека в 35 кв. м она составит более 16,165 млн кв. м – для Всеволожского района, более 4,519 млн кв. м – для Ломоносовского и свыше 3,221 млн кв. м – для Тосненского района.
При мониторинге были определены и необходимые вложения (по укрупненным показателям) по данным генеральных планов поселений в такие сферы, как культура, образование, спорт и здравоохранение. Счет идет на миллиарды рублей: на пять приграничных районов только на строительство объектов культуры в перспективе 10-15 лет потребуется почти 14,4 млрд рублей. Обеспечение прогнозируемого нового населения этих же территорий объектами образования потребует финансирования в объеме около 54 млрд рублей. Еще 29,7 и 18,7 млрд рублей необходимо для строительства объектов спорта и здравоохранения соответственно.
«Мы посчитали, что один новый гектар застройки стоит региону около 50 млн рублей расходов на инфраструктуру. И это без учета содержания», – прокомментировал ситуацию Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству. Всего же на обеспечение объектами обслуживания и инфраструктуры жилья, разрешение на строительство которого уже получено, из областного бюджета в ближайшие 10-15 лет потребуется выделить 142 млрд рублей. «Данная сумма почти в два раза больше, чем вся адресная инвестиционная программа на 2016 год для всей территории области», – уточнил на Съезде строителей Ленинградской области Михаил Москвин. Выходом в этой ситуации может быть, по мнению областного руководства, дальнейшая интенсификация взаимодействия между бизнесом и региональной властью, в том числе чтобы привлечь дополнительные источники финансирования в строительство объектов, необходимых для комфортной среды проживания. Наряду с этим усиливается социальная нагрузка на застройщиков, что и предусмотрено в новой региональной программе «Светофор». «Мы понимаем, что стройка является одним из локомотивов экономики, но для нас очень важен бюджетный баланс между тем, что мы получаем от строителей, и тем, какие расходы мы несем в дальнейшем», – сказал по этому поводу Михаил Москвин. Со своей стороны, губернатор Ленинградской области, комментируя уточненные положения программы «Светофор», отметил, что расходы застройщиков на возведение социальных объектов сегодня составляют в зависимости от территории реализации 5-10% от общих расходов на конкретный проект. «Для Всеволожского района это в среднем 7%», – сказал Александр Дрозденко, выразив уверенность в том, что условия, предлагаемые бизнесу в каждой из трех зон, «красной», «желтой» и «зеленой», не станут сдерживающим фактором для их производственных планов.
Кстати:
Решения по итогам IX Съезда строителей Ленинградской области 16 февраля 2016 года
1. В связи с передачей на региональный уровень полномочий по утверждению градостроительной документации и увеличению объема строящегося жилья просить губернатора Ленинградской области рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности в Комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и Комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
2. Правительству Ленинградской области, Союзу строительных организаций Ленинградской области организовать открытое обсуждение проекта градостроительного зонирования Ленинградской области (проект «Светофор»), в том числе в рамках Координационного совета при губернаторе Ленинградской области по обеспечению взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, застройщиков и инвесторов при комплексном освоении территории жилищного строительства в Ленинградской области, представить его на утверждение губернатору Ленинградской области.