Аппетит к покупке приходит после обеда
Аналитики говорят, что до трети всех посетителей торгового центра приходят в него специально ради фуд-корта. Задача владельца – расположить зону общепита так, чтобы у тех, кто пришел поесть, «разыгрался аппетит» и к посещению торговой зоны.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «Финам», уточняет, что примерно 10-30% всех посетителей ТЦ приходят в них специально ради фуд-корта. «В текущих условиях сложной экономической конъюнктуры владельцы недвижимости менее предрасположены к экспериментам и по возможности отдают предпочтение стандартным планировкам и крупным игрокам с устоявшейся бизнес-моделью. Для ТЦ площадью 10-20 тыс. кв. м характерна площадь фуд-корта 0,5-1 тыс. кв. м (8-15 кухонь)».
Считается, что в ресторанном дворике общей площадью порядка 15 тыс. кв. м могут присутствовать 6-7 кафе и ресторанов. Чем больше торговый центр, тем больше фуд-корт. Например, ресторанный дворик в «Меге» состоит из 13 операторов, не считая примыкающих к нему отдельных ресторанов. Организацию фуд-кортов многие считают больше искусством, чем наукой. Но существуют сугубо математические параметры оценки количества операторов еще на стадии проектирования центра. Обычно ресторанный дворик занимает 10-15% общей площади торгового комплекса, который делится примерно на две равные части, одну из которых составляют кухни, вторую – площадка с посадочными местами. Каждая кухня, как правило, ограничена размерами 50-80 кв. м и имеет прилавок длиной 4-8 м. «Оптимально, когда на каждого оператора приходится по 20-30 столиков. Меньшее количество создаст неудобства для посетителей, большее – для владельцев торгового центра, так как площадь посадочной части фуд-корта в аренду не сдается», – поясняет госпожа Беляева. Дизайнерское оформление ресторанного дворика подразумевает объединение всей его площади единым стилистическим решением. Например, в «Меге» и «Ашане» ресторанный дворик украшают разного рода живые деревья.
«При проектировании торгового центра желательно учесть, чтобы с фуд-корта просматривалось максимальное число витрин магазинов, что является одной из ключевых статей в переговорах с арендаторами, большинство которых отмечают рост продаж в магазинах с привлекательно оформленными витринами, расположенными поблизости ресторанного дворика», – добавляет Екатерина Беляева, маркетолог-аналитик ЗАО «БФА-Девелопмент».
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, считает, что размещение далеко от входа практически не влияет на успешность – рестораны выступают в ТЦ в качестве «якоря» и до них и так заинтересованные посетители доходят. «При том что для магазинов с каждым этажом вверх привлекательность помещений падает на 20-25%, а в некоторых случаях и больше», – рассуждает он.
Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», с коллегой согласен: «Чувство голода все равно «поднимет» покупателя. А ставки аренды на верхних этажах ниже, что более целесообразно с экономической точки зрения».
Кстати:
Одной из последних оригинальных тенденций является то, что в последние годы операторы общепита активно осваивают площади бизнес-центров. На рынке появился целый ряд сетевых проектов, ориентированных на развитие в составе офисных объектов. В Петербурге это Market Place, Casual Cafе, «Ламантин», УК «Бранч». В Москве в рамках бизнес-центров развиваются сети SMARTFOOD, «Кофемания», Torro Grill. Арендные ставки на помещение для ресторана в составе бизнес-центра, как правило, ниже, чем в торговых комплексах, так как основной поток клиентов формируется из сотрудников офисов, и в выходные дни посещаемость сокращается до минимального уровня. Нередко рестораны в бизнес-центрах размещаются на верхних этажах, особенно эта тенденция характерна для Петербурга, где в последние 3-4 года видовые панорамные рестораны пользуются все большей популярностью и могут привлекать посетителей и во внерабочее время.