Банк «Глобэкс» ответит за дороги
Комитет по строительству взыскал с банка «Глобэкс» более 100 млн рублей за сорванный ГК «Акрос» контракт по реконструкции магистрали вдоль Богатырского пр.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск Комитета по строительству к ЗАО КБ «Глобэкс». Согласно ему банк выплатит в бюджет города 101,3 млн рублей. Данная сумма является банковской гарантией за выполнение ЗАО «Акрос» дорожных работ по городским контрактам.
В 2013 году между комитетом и ЗАО «Акрос» был заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции магистрали, проходящей вдоль Богатырского пр. на участке от Гаккелевской до Байконурской ул. Стоимость работ была определена в сумму 535 млн рублей. В декабре прошлого года в связи с грубым нарушением сроков реконструкции власти города решили расторгнуть договор с подрядчиком в одностороннем порядке. Также чиновники потребовали возврата аванса, незачетная доля которого составила 80%. На дату прекращения контракта добровольный возврат денежных средств произведен не был, после чего городские власти решили взыскать деньги с банка «Глобэкс», который предоставил по данному контракту подрядчику свои банковские гарантии.
Как отмечают в пресс-службе Комитета по строительству, ведомство дважды обращалось в банк с требованием уплатить сумму неосвоенного аванса и неустойку за нарушение подрядчиком условий контракта. Однако кредитная организация так и не удовлетворила требования государственного заказчика. В феврале текущего года комитет решил взыскивать денежные средства уже в судебном порядке.
Представители ведомства добавляют, что в настоящее время в судебном производстве находится еще один иск на 140,3 млн рублей к банку «Глобэкс». Кредитная организация выступала гарантом выполнения «Акросом» работ по реконструкции Комендантского пр. Рассмотрение судебного дела отложено на август. Кроме того, Комитет по строительству пытается взыскать предоставленные авансы и с самого подрядчика. В банке «Глобэкс» информацию по гарантиям «Акросу» предоставлять отказались. Руководство дорожностроительной организации, из-за которой и начался весь этот судебный процесс, было недоступно для комментариев.
Отметим, что ГК «Акрос» была основана в 2005 году. В структуру холдинга вошли предприятия, занимающиеся дорожным и гражданским строительством, демонтажем зданий, арендой техники. С 2014 года и по текущий момент наблюдается резкий спад деятельности холдинга из-за многомиллионных долгов. В прошлом году организации «Акроса» становились участниками банкротных дел, но в настоящее время иски о несостоятельности отозваны.
Эксперты рынка считают, что причины проблем «Акроса» кроются в самой глубокой вертикальной интегрированности холдинга. При такой схеме деятельности потоки денежных средств распределяются по перекрестному субсидированию, один бизнес финансируется за счет другого, при возникновении серьезных проблем в отдельной организации рушится работа всей компании по принципу домино.
Специалисты предполагают, что взыскание денежных средств с банка-гаранта может быть эффективнее, чем с проблемной организации, с которой кредитное учреждение было партнером. По словам Мария Скрябиной, юриста практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры», обращение госзаказчика с требованием по банковской гарантии является распространенной ситуацией. «По общему правилу, любые неясности в условиях банковской гарантии должны толковаться в пользу бенефициара, то есть госзаказчика. Данная позиция должна существенным образом ограничить попытки финансовых организаций уйти от исполнения взятых на себя обязательств по выплате денежной суммы по банковской гарантии», – подчеркивает юрист.