Строители адаптируются к новым условиям
Саморегулируемая организация Союз «Строительный ресурс» объединяет более 5 тыс. строительных компаний и принимает активное участие в поддержке квалифицированных участников рынка. О развитии ситуации в строительстве и саморегулировании с президентом Союза «Строительный ресурс» Виктором Кривошонком побеседовал корреспондент «Строительного Еженедельника» Сергей Нехаев.
– Как бы вы оценили ситуацию в строительной сфере по итогам первого полугодия?
– Я бы охарактеризовал ситуацию как стабильную. Безусловно, мы наблюдаем сокращение спроса на жилье, есть тенденция к сокращению государственных расходов на стройку – например, недавно мы узнали о сокращении на 30 млрд программы подготовки к чемпионату мира по футболу – 2018. По данным Росстата, объемы строительства в мае 2015 года относительно мая прошлого года меньше на 10,3%. Но пока эти явления больше касаются компаний, для которых строительство является лишь одним из направлений деятельности. Конечно, это тревожная цифра, но если учесть, что в прошлом году строители устанавливали небывалые рекорды по вводу жилья, такое сокращение объема не выглядит драматично. Мы видим, что правительство принимает меры по поддержке ипотечных программ, есть небольшие сдвиги в сфере сокращения административных процедур. В некоторых сегментах строительства объемы сохранились. Квалифицированные участники рынка, на мой взгляд, успешно адаптируются к новым условиям.
По членам нашего союза могу сказать, что в первом полугодии 2015 года у нас есть компании, которые добровольно ушли со строительного рынка, но, как правило, это не ликвидация, а отказ от непрофильной деятельности. Средний и малый бизнес активно оптимизирует свои расходы. Мы это видим по востребованности услуг Единого центра поддержки строителей (ЕЦПС), который работает при нашей саморегулируемой организации. Небольшие компании активно обращаются в центр за помощью в подготовке тендерной документации и в оформлении заявок на банковские гарантии. Если раньше они содержали своих специалистов на этих направлениях, то теперь им проще и дешевле обратиться к консультантам ЕЦПС.
– В прошлом году государством были предприняты серьезные шаги по совершенствованию системы саморегулирования и надзора над СРО. Заметны ли какие-то результаты?
– Действительно, в ноябре прошлого года были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ, существенно изменившие систему контроля над деятельностью СРО. Не могу сказать, что принятие данных поправок как-то повлияло на работу нашей саморегулируемой организации. Работа аппарата Союза «Строительный ресурс» всегда велась в жестком соответствии с требованиями закона, поэтому к изменениям в системе надзора мы относимся очень спокойно. Другое дело, что существенно изменилась работа Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), членами которого являются все отраслевые саморегулируемые организации. Именно НОСТРОЙ занимается внедрением новых требований и формированием новой системы надзора. Насколько я знаю, позитивные сдвиги есть – стало меньше нарушений в сфере информационной открытости, идет активная работа по формированию Единого реестра членов СРО, обострились конкурентные процессы. Не все участники рынка относятся к этим переменам позитивно, но что делать. Без выработки правил, единых для всех саморегулируемых организаций, мы не сможем двигаться дальше. Перед саморегулированием стоят серьезные задачи по формированию механизмов негосударственного строительного надзора и контроля, по защите интересов квалифицированных компаний при участии в госзаказе, по формированию системы подготовки кадров, по уточнению перечня видов работ, на которые требуется допуск СРО, и т. д. Но мы не можем подступиться к этим задачам, пока в нашей среде есть нарушения требований закона к получению свидетельств о допуске на ведение строительных работ, пока законодательные требования не будут соблюдаться абсолютно всеми СРО.
– Вы говорите об обострении конкурентных процессов. Что вы имеете в виду?
– Главным образом я говорил о конкуренции между СРО. Применение норм 359-ФЗ понуждает все саморегулируемые организации работать в рамках федерального законодательства и затрудняет применение, скажем так, «серых схем» выдачи допусков. В результате есть определенное обострение борьбы за потенциальных членов саморегулируемых организаций. Не исключено, что будут попытки и дискредитации органов надзора и попытки борьбы за полномочия внутри самого Национального объединения строителей. Это нормально. Изменения в системе надзора всегда вызывают и обострение отношений, и определенное сопротивление. Уверен, что действующему руководству НОСТРОЙ под силу через все это пройти и успешно претворить требования 359-ФЗ в жизнь.
– Единый реестр строительных компаний членов СРО называют ключевым элементом системы саморегулирования в строительстве. Как продвигается работа по его созданию?
– Единый реестр членов СРО, действительно, является одним из ключевых элементов системы саморегулирования. Методическую базу для его создания разрабатывали совместно НОСТРОЙ, Ростехнадзор и Минстрой России. Насколько я знаю, уже разработаны и утверждены все необходимые правила и регламенты по его созданию и наполнению. Дело в том, что когда возникали первые саморегулируемые организации, все вели реестры в разных электронных форматах, и наверняка будет непросто все это объединить. Кроме того, за пять лет неоднократно менялись требования к составу и оформлению данных о членах СРО, все это создает определенные трудности. Конечно, как всякое новое дело, создание реестра вызывает у саморегулируемых организаций много вопросов. Недавно НОСТРОЙ опубликовал обучающие материалы для специалистов саморегулируемых организаций по импорту данных в Единый реестр. Мы очень внимательно следим за этим процессом, так как наш союз объединяет более 5 тыс. членов и адекватная выгрузка полного объема данных обо всех компаниях в Единый реестр является для нас задачей ответственной.
Большинство участников рынка заинтересованы в скорейшем запуске этого реестра, с другой стороны, нельзя допустить, чтобы из-за технических ошибок или сбоев были задеты интересы или репутация членов СРО. Мы надеемся, что к осени работа по созданию и технической отладке Единого реестра будет завершена.
– Национальное объединение строителей ведет работу над проектом закона «О строительном подряде». Ваш Союз принимает участие в данной работе?
– Мы давали свои предложения и замечания, когда обсуждение законопроекта велось еще на уровне концепции. Необходимо понимать, что данный законопроект – не самоцель. Все участники рынка прекрасно знают, что для повышения качества исполнения государственного заказа нужны прозрачные и обоснованные методы расчета стоимости будущего объекта, а также понятные и прозрачные механизмы оценки квалификации исполнителей. Добросовестные участники рынка в этом кровно заинтересованы, так как и то, и другое позволит им нормально и качественно работать. На решение этих вопросов и нацелен законопроект «О строительном подряде». Но есть и другие пути. Например, по нашей инициативе был разработан ГОСТ-Р «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Сертификация участников госзаказа на соответствие этому национальному стандарту уже прекрасно себя зарекомендовала на практике. Во всяком случае те заказчики, которые «завели» оценку опыта и деловой репутации в конкурсную документацию, в результате получили квалифицированных исполнителей с подтвержденным профессиональным опытом, а не какие-нибудь фирмы-однодневки.
Законопроект «О строительном подряде» также подразумевает предварительную квалификацию участников. Она предусмотрена в виде «квалификационной гарантии саморегулируемой организации», которую СРО могли бы выдавать своим членам после анализа проектно-сметной документации, поданной на конкурс. Понятно, что в случае принятия этой системы у саморегулируемой организации появится и соответствующая ответственность, которая, в свою очередь, повлечет необходимость присматривать за ходом строительства конкретного объекта.