Стройматериалы спустились под землю
К строительным материалам, используемым для возведения объектов метрополитена, предъявляются повышенные требования по качеству и безопасности. Ответственность ложится на поставщиков и подрядные организации, которые должны иметь хорошо отлаженный и сертифицированный входной контроль качества.
По словам директора УПТК филиал ОАО «Метрострой» Мирослава Августиновича, Петербургский метрополитен можно назвать не только самым глубоким в мире, но и самым сложным и технологичным объектом. «Сложность исторически обусловлена спецификой грунтов, а также плотной застройкой города. При строительстве метро применяются инновационные технологии и самые современные материалы. Совокупность указанных факторов диктует свои требования к используемым материалам, которые должны обладать высокой прочностью. Например, тюбинги, изготовленные из высокопрочного чугуна, отличаются повышенными прочностными характеристиками по сравнению с тюбинговой обделкой, выполненной из обычного серого чугуна. Также используются специальные марки цементов и бетонов, из которых в том числе изготавливают высокопрочную бетонную обделку для нового двухпутного тоннеля на автоматизированной линии завода «Метробетон», – рассказал Мирослав Августинович.
Со своей стороны, Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, член совета директоров от Европы Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS), также отметил, что принципиальное отличие строительных материалов, применяемых на сооружении особо опасных и технически сложных объектов, в том числе метрополитенов, заключается в жестких требованиях к их качеству, которое должно быть еще выше, чем на общестроительных работах.
«Негативные последствия применения материалов и конструкций несоответствующего качества в подземном строительстве могут быть гораздо серьезнее, чем при сооружении объектов на поверхности», – констатирует он, добавляя, что в этой связи система контроля качества строительных материалов и конструкций в организациях, осуществляющих сооружение объектов подземной инфраструктуры, должна быть хорошо отлажена и сертифицирована.
Мирослав Августинович подчеркнул, что поскольку Петербургский метрополитен залегает довольно глубоко, то он относится к категории объектов повышенной опасности. В связи с чем особое внимание уделяется безопасности, для обеспечения которой используются современное оборудование, металлопрокат из спецсталей, кабели нового поколения – огнестойкие с изоляцией и оболочкой из кремнийорганической резины, не распространяющей горение, изготавливаемые специально для использования в метростроении России по специальным ГОСТам и ТУ.
По мнению Сергея Алпатова, чрезвычайно важно соблюдение технологии при изготовлении железобетонной обделки тоннелей, в частности соблюдение заданных геометрических параметров. «В Петербурге элементы высокоточной железобетонной обделки изготавливаются на современном высокотехнологичном оборудовании завода «Метробетон», которое, по оценкам западных специалистов, является самым передовым в Европе», – подчеркнул Сергей Алпатов.
По его словам, к бетонам для подземного строительства также предъявляются повышенные требования как по прочности, так и по водонепроницаемости. У организации-подрядчика должна быть в наличии собственная лаборатория, осуществляющая в соответствии со стандартами контроль качества поставляемого бетона.
Мирослав Августинович добавил, что высокие требования к безопасности, качеству материалов сказываются и на их стоимости. Но по сравнению с материалами, используемыми в общегражданском и промышленном строительстве, эта разница невелика и не стоит того, чтобы экономить на здоровье и безопасности жителей и гостей города, заключил эксперт.
Мнение:
Мирослав Августинович, директор УПТК филиал ОАО «Метрострой»:
– Все материалы, используемые при строительстве такого сложного и технологичного объекта, как метрополитен, должны отвечать самым высоким стандартам качества и критериям. Всем известно, что металлы могут обладать радиационным фоном, что также необходимо учитывать при строительстве. Так, УПТК филиал ОАО «Метрострой» поставляет все материалы с соответствующими сертификатами качества, кроме этого, специализированная арматура 25Г2С, используемая при строительстве метрополитена, имеет сертификат радиационной безопасности.