Конюшенные суды
Компания «Содис строй», подрядчик реконструкции исторического здания Конюшенного ведомства под элитный апарт-отель, пытается по суду взыскать со структур Plaza Lotus Group братьев Зингаревичей 90 млн рублей, вложенных в проект. Смольный хочет забрать объект у инвестора. Но судьба проекта до сих пор не решена.
Иск в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти о взыскании 89,5 млн рублей с ЗАО «Оранж девелопмент» (входит в Plaza Lotus Group) компания «Содис строй» подала в конце июня, говорится на сайте суда. Дата рассмотрения иска пока не назначена. С прошлого года «Содис строй» выполнял функции генподрядчика в проекте Plaza Lotus Group по реконструкции здания Конюшенного ведомства в Петербурге под элитный апарт-отель. Сумма контракта не раскрывается. В «Содис строй» от комментариев отказались. Источник в Plaza Lotus Group подтвердил, что «Содис строй» произвел работы на объекте на сумму, равную требованиям в иске. «Подрядчик, видимо, решил зафиксировать финансовые отношения с нашей компанией из-за сложной ситуации, сложившейся вокруг данного проекта в последние дни», – считает источник. С прошлой осени к «Оранж девелопмент» и Plaza Lotus Group было подано почти 20 исков. До «Содиса» самый крупный долг был перед компанией «А Плюс Девелопмент» – сумма удовлетворения составила 68 млн рублей. Не исключено, что на фоне проблем, возникших у проекта в последние дни, исков будет все больше.
Замороженный проект
Информация о том, власти Петербурга собираются отменить проект реконструкции Конюшенного ведомства под апарт-отель, появилась на прошлой неделе. Ее на Совете по сохранению культурного наследия озвучил вице-губернатор Игорь Албин. По словам чиновника, здание вернется городу, а с инвестором обсуждается компенсация. Но окончательное решение о возвращении объекта в собственность Петербурга не принято. Это подтвердила и пресс-секретарь Plaza Lotus Group Алена Мургина. По ее словам, девелопер не получил никаких разъяснений от властей о судьбе проекта. «Действующий инвестиционный договор и действующее постановление правительства никто не отменял», – сообщила она. Здание площадью 13,5 тыс. кв. м на Конюшенной площади, 1, под реконструкцию компания «Оранж девелопмент» получила в 2010 году целевым образом за 20 млн рублей. На данный момент в проект вложен 1 млрд рублей, а общую стоимость работ инвесторы оценивают в 6,5 млрд рублей. Сначала в здании предполагалось оборудовать 69 апартаментов, но после протестов градозащитников застройщик согласился изменить проект и оставить 59 апартаментов в галереях Конюшенного ведомства. А чуть позже даже не возражал разделить на апартаменты только одну из двух галерей здания. Но и этого оказалось мало. Работы на объекте были приостановлены и до сих пор не ведутся.
А судьи кто?
Это далеко не первый случай, когда чиновники Смольного под воздействием общественности или по каким-то собственным внутренним мотивам отменяют градостроительные решения своих предшественников. Среди громких отмен последнего времени можно вспомнить венгерский TriGranit, лишившийся проекта Дворца искусств на Васильевском острове; Группу ЛСР, которой запретили строить апарт-отель на месте «блокадной» подстанции; «УНИСТО Петросталь», которой не разрешили возвести деловой комплекс на собственном участке на Сытнинской ул.
Застройщики говорят, что эти примеры сеют недоверие инвесторов к власти и будут иметь самые негативные последствия. «Инвестор в Петербурге идет как по минному полю. Даже следуя закону, он не может быть уверен, что не потеряет проект», – говорит акционер «Охта групп» Дмитрий Киселев.
«Инвестору нужна фактическая бумажка – окончательный документ, который избавит его от посягательств градозащитников и защитит от смены курса самих властей», – добавляет глава «Теллус Групп» Елена Смотрова. По словам архитектора Евгения Герасимова, градозащитники – это разношерстная публика с разными интересами: «Болеющих душой за город среди них мало. В основном это люди, которые зарабатывают деньги на том, что власть не выполняет свои обязательства. И на том, что кто-то придумывает очевидные градостроительные глупости и возводит их в ранг законов, которые к тому же имеют обратную силу». На это депутат ЗакСа и градозащитник Борис Вишневский заявил, что ситуацию мог бы исправить диалог с общественностью о новых проектах, «но до старта, а не во время или после, как у нас часто бывает». Он добавил, что у градозащитников часто нет претензий к бизнесу, который работает по закону, а есть претензии к власти, которая выдает инвесторам спорные или противозаконные разрешения.