Девелоперы выходят на орбиту

За последние годы в пригородах Петербурга появились десятки крупных проектов комплексного освоения территорий. Однако далеко не все из них могут быть названы городами-спутниками. К категории сателлитов можно относить лишь территории, где создаются рабочие места.

 

За последние несколько лет девелоперы заявили о пяти крупных жилых проектах, рассчитанных на 500 тыс. человек.
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость», считает, что отличие города-спутника от просто крупного проекта состоит в том, что в первом предполагается наличие рабочих мест. «Именно отсутствие мест приложения труда и является сегодня одним из основных нюансов в развитии КОТ. Ведь большинство людей работает в пределах обжитых районов, в основном в центре. И при условии что развитие транспортной инфраструктуры отстает от скорости жилищного строительства, в будущем ожидается существенное увеличение нагрузки на транспортную сеть, не рассчитанную на приток такого количества жильцов-автомобилистов. В большей степени это касается отдаленных от города мест, таких как будущий город-спутник Южный. Однако там предполагается, что девелопер решит эту проб­лему, создав в составе проекта индустриальную зону, где будет много мест приложения труда», – говорит она.
Город-спутник – город или поселок городского типа, развивающийся вблизи крупного мегаполиса. В таком поселении жители могут работать, им предоставляется социально-бытовое обслуживание. Обя­за­тельным условием является поддержание культурной и экономической связи с главным городом. Если же застройка примыкает к уже сформированным и давно развивающимся городским территориям, то речь идет о новом районе. Пример – Девяткино, Шушары, Бугры, Янино.
Количество жителей города-спутника может составлять от 20 до 150 тыс. человек.
Как считает господин Буслов, город-спутник может находиться на расстоя­нии до 100 км от главного мегаполиса. «Главный вопрос – наличие хорошей транспортной коммуникации с городом, причем необходимо развивать не только автомобильное сообщение, но и железнодорожное», – говорит он.
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, отмечает, что обычно спутники располагаются на расстоя­нии до 30 км от границы «основного», центрального города, но могут быть и исключения. «При этом само по себе расстояние не так важно, а только во взаимосвязи с решением транспортного вопроса – насколько удобно и быстро можно добраться до «центрального» города на общественном и личном транспорте», – уверен он.
Традиционно сателлиты отделены от «центрального» города неурбанизированными территориями, однако по мере развития агломерации может происходить их «сращивание», и бывший спутник превращается в один из периферийных районов города.
Одним из признаков города-спутника принято считать наличие собственного городского центра (downtown) с присущими ему функциями, например такими как административный, торговый, деловой, культурный, образовательный центр города.
По сравнению с микрорайонами города спутники имеют большую автономность за счет более высокой обеспеченности инфраструктурой. Также в них обычно лучше обеспеченность местами приложения труда, что снижает уровень трудовой миграции, в то время как в микрорайонах большинство жителей обычно работают за его пределами.
В зависимости от масштаба «центрального» города масштаб спутников может существенно различаться. Обычно их население находится в диапазоне 30-100 тыс. человек.
К перспективным городам-спутникам господин Буслов относит Пушкин, Ком­мунар, Гатчину, Всеволожск, Сертолово.
При этом, по его мнению, городами-спутниками, переживающими в настоящий момент спад, могут считаться Зеленогорск, Ломоносов и Кронштадт.
Помимо строительства социальных объектов в сателлитах должны быть решены рекреационная и культурная функция – созданы площадки, где можно проводить массовые мероприятия, делать театральные постановки, проводить концертные программы и даже размещать филиалы образовательных учреждений. «И конечно, одна из главных проблем – транспортная доступность. Существующие магистрали уже сегодня не справляются с интенсивным транспортным потоком, и строительство новых проектов с численностью населения более 100 тыс. человек создаст дополнительные проблемы. Пока транспортная инфраструктура не поспевает за планами девелоперов», – полагает Арсений Васильев, генеральный директор «УНИСТО Петросталь».

Мнение:

– В последнее 5-10 лет девелоперы активно осваивают достаточно крупные пятна под застройку, но во всех проектах преобладает жилая застройка. А при реализации нового города-спутника необходимо развивать не только жилую функцию, но и заниматься транспортной и социальной инфраструктурой, создавать рабочие места, культурные площадки, рекреационные зоны. Только при таких условиях город-спутник может стать самодостаточном и иметь перспективы дальнейшего развития.

рубрика: Города-спутники
автор: Михаил Гельфенбойм
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.